Об особенностях развития памяти и методе воздействия на эффективность запоминания учебного материала

методический консультпункт

 

Все консультации

 

 


Вопрос

Уважаемые коллеги! Все учащиеся класса обладают различной продуктивностью запоминания. И даже при очень высокой мотивации ребят и их старании, я вижу, что у некоторых из них совершенно разные возможности для запоминания новой информации. И это только третий класс начальной школы. Будет ли эта ситуация усугубляться в дальнейшем? Можно ли каким-то особенным образом специально повлиять на процессы запоминания?

С уважением, Елена Михайловна М., 7.09.2020

Ответ

Уважаемая Елена Михайловна, исследования в области нейрофизиологии памяти позволяют лучше понять механизмы ее функционирования. Давайте сначала попробуем ответить на вопрос: «Что представляет собой память с нейрофизиологической точки зрения?».

За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения процессов запоминания:

отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;

начинается формирование словесно-логической памяти.

Первое время после поступления в школу ребенок пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще механически запомнить  материал, не вникая в его смысл.

Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема заключается в том, что они не могут самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Но эти установки может успешно сформировать учитель.

Главное, что необходимо понимать всем, кто транслирует знания: эффективность запоминания зависит от степени его осознанности. Осознаваемое запоминание эффективнее механического более, чем в двадцать раз. Лучше всего запоминается информация, прошедшая сознательную обработку и/или «обработанная» с помощью различных мнемонических техник. Такой эффект наблюдается, например, при переходе воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную.

Долговременная и кратковременная память сохраняются в местах контакта межу нейронами, которые называются синапсами. При возникновении кратковременной памяти эффективность прохождения сигнала в синапсе становится временной. При долговременной памяти эффективность прохождения сигнала становится постоянной.

Если Вы хотите повлиять именно на процессы запоминания, что следует из Вашего вопроса, необходимо учесть следующее. Запоминание подчиняется нескольким закономерностям, называемым также эффектами:

эффект длины,

эффект привычности,

эффект края.

Эффект длины состоит в том, что более короткие элементы (прежде всего, слова) запоминаются лучше, чем более длинные.

Эффект привычности состоит в том, что неоднократно повторяемая информация запоминается лучше, чем однократно воспринятая.

Эффект края — явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд запоминаемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Хранение также подчиняется нескольким закономерностям. Перечислим эти закономерности.

Продуктивность хранения указывает на соотношение запомненной
и сохраненной информации за определенный промежуток времени.

Длительность хранения – показывает, в течение какого периода времени сохраняется информация.

Еще один эффект хранения информации в памяти называется интерференция. Это влияние одной информации на хранение другой.

Забывание также является нормальным активным процессом, который подчиняется своим закономерностям, а не просто линейной последовательной утратой информации. Наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее запоминания, в дальнейшем этот процесс происходит медленнее.

Примерно через час после запоминания забывается около 56% информации.

Елена Михайловна, мы предлагаем Вам ознакомиться с литературой, которую мы перечислим ниже, а затем освоить вместе с ребятами элементы мнемонических приемов в процессе обучения.

На ограничения, которым подчиняется память, можно повлиять при помощи мнемонических приемов для лучшего запоминания информации различного рода. Это могут быть цифры, даты, тексты, понятия и термины.

Цифры, даты и различные события, связанные с ними, можно запоминать с помощью ассоциаций с другими значимыми цифрами.

Мнемотехники могут быть основаны на поиске ярких ассоциаций, которые будут соединены с запоминаемой информацией. Тексты можно заучить в виде рифмованных строк, которые также способствуют запоминанию. Этим же методом можно запоминать цифры. Термины и понятия могут стать лёгкими для запоминания при условии использования такой техники, как созвучие.

Главное, что необходимо учесть – процесс забывания является нормальным, и Ваши ученики ни в коем случае не должны концентрироваться на мысли: «У меня плохая память». Подобные мысли являются деструктивными и создают ненужные психологические «блоки» в поведении ребенка, что может наихудшим образом повлиять на процессы запоминания в дальнейшем.

Позитивный настрой и техники развития памяти обязательно помогут повысить эффективность процессов запоминания.

Рекомендуемая литература:

  1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М., 2007.
  2. Лорейн Г., Лукас Дж. Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти. М., 2014.
  3. Норман Д. Память и научение. М, 1985
  4. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист Центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»–Регионального модельного центра дополнительного образования детей, 8(4752)42-95-30, доб.1303

Поделиться