Значение формирования креативности учащихся в образовательном процессе

методический консультпункт

 

Все консультации

 

 


Вопрос

Уважаемые организаторы методического консультационного пункта. В прошлой статье вами была дана почти исчерпывающая характеристика применения метода интеллект-карт для развития креативности детей и подростков. Но хотелось бы задать вопрос. Почему именно сейчас понятие «креативность» стало настолько популярным? В чем ключевая разница между развитием креативности и традиционным процессом обучения, который тоже дает свои неплохие результаты, о чем говорят достижения учащихся традиционных школ.

С уважением, Константин Вешняков
11.06.2020

Ответ

Уважаемый Константин, работа нашего консультационного пункта предполагает, прежде всего, методическую составляющую. Однако, для ответа для Ваш вопрос, нам необходимо немного углубиться в терминологию, чтобы оперировать понятиями, которые ярко иллюстрировали бы креативность как способность личности искать и создавать оригинальные идеи.

В настоящее время креативность изучается в разных концепциях и порождает множество споров. В 80-х годах ХХ века американский психолог Ф. Баррон выявил несколько общих фактов о творческой креативности – готовность к риску, предприимчивость, создание нового. Специфическими свойствами креативного процесса являются его оригинальность, состоятельность, валидность и адекватность поставленной задаче. Креативные продукты могут быть различны по своей природе: это может быть новое решение в математике или физике, открытие нового химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, или даже создание новой философской системы. Фрэнк Баррон считал, что «творческие люди отличаются особенной наблюдательностью, и они, намного больше, чем другие люди способны более точно оценивать наблюдаемое».

Человек – главный творец креативности, который создает мир культуры, науки, искусства в процессе своей деятельности. Карл Юнг писал о том, что творчество разделяется на два вида: психологическое и визионерское. Первое отвечает за работу сознания. Второе – выражает первообразы бессознательного. Существование сознательных и бессознательных составляющих в процессе креативности означает способность к выражению приходящих из бессознательного идей. Это и есть ни что иное, как путь, ведущий к креативному процессу.
Образовательный процесс, направленный на проявление креативного мышления в разных областях знаний, позволяет создать соответствующий окружающий социум. И если мы сейчас вернемся к вопросу Константина о разнице между формированием креативного мышления и традиционным обучением, то можем ответить, подведя итог: креативное мышление – это работа с изменением стереотипов мышления.

Качественное образовательное событие – держится на интересе учащихся к предмету. Педагогический словарь Б.М.Бим-Бада дает следующую трактовку: «Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами современное образование должно не только поддерживать познавательный интерес, но и стимулировать проявления креативности учащихся. Необходимо еще раз подчеркнуть, что креативность развивается в ходе творческой деятельности, в процессе которой ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самой деятельности, так и от ее итога. Креативная личность в настоящее время – это конкурентоспособный ученик, а в будущем – специалист, уникальный в своей профессиональной деятельности.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального ресурсного центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей

 

Поделиться