Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

 

Нормативно-правовая база, регламентирующая работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в учреждениях дополнительного образования детей 

К нормативно-правовой базе, регламентирующей отношения в сфере дополнительного образования детей с ОВЗ и с инвалидностью относится ряд документов:

Нормативные документы федерального уровня

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28.02.2025);
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» (ред. от 15.05.2023);
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  6. Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года (утв. Минпросвещения России от 30.12.2022).
  7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации).
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

 

Нормативные документы регионального уровня

  1. Приказ Министерства образования и науки Тамбовской области, Министерства культуры Тамбовской области, Министерства спорта Тамбовской области от 21.07.2023 №1876/167/358 О внесении изменений к приказу управления образования и наука, управления культуры и архивного дела, управления по физической культуре и спорта области от 22.07.2022 №1842/115/303 «Об утверждении плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Тамбовской области и целевых показателей».
  2. Приказ Министерства образования и науки Тамбовской области, Министерства здравоохранения Тамбовской области, Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 22.03.2023 №685/461/57 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки области, управления здравоохранения области, управления социальной защиты и семейной политики области от 11.03.2022 №575/208/401-ф «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022-2030 годы».
  3. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 09.03.2022 г. «Об утверждении стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Тамбовской области на период до 2030 года».

 

 


Буклет «Рекомендации для родителей детей с ОВЗ»

Советы педагогам и родителям о домашнем обучении детей с особыми образовательными потребностями собраны на одном ресурсе (информация на сайте Министерства просвещения Российской Федерации)

Региональный конкурс адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Арт-терапия как эффективный метод работы с детьми с ОВЗ

Методический блок

Издания

Методические рекомендации «Современные требования к разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 177с.

Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с.

Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 80 с.

«Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для родителей» / сост.: Д.П. Чуева, ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» — Региональный модельный центр дополнительного образования детей. – Тамбов, 2019. – 32с.

Полезные ссылки

Портал «Дополнительное образование детей Тамбовской области»

 

© 2025 ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

Администрация сайта уведомляет, что информация, содержащая персональные данные, размещена на сайте ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и с согласия субъектов персональных данных