Навыки публичного выступления

Вопрос:

В настоящее время проводятся конкурсы, в рамках которых необходимо выступать перед экспертной комиссией – защищать свою исследовательскую работу, проект. Насколько владение ораторским искусством влияет на результат такого рода конкурсов? Можно ли этому обучиться и что делать, если нет врожденного дара оратора?

Дарья Сергеевна Нефедова

Ответ:

Уважаемая Дарья Сергеевна, безусловно, владение навыками ораторского мастерства определенным образом влияет на успех защиты любого проекта. Кроме того, навыки публичного выступления обязательно пригодятся в будущем для успешного продвижения креативных идей нового поколения специалистов самых разных сфер науки, искусства, эффективного менеджмента. Публичные выступления относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. Популярные сегодня профессиональные Soft skills («гибкие навыки») позволяют человеку быть успешным независимо от направления, в котором он работает.

Soft skills – это, в том числе, межличностное общение, умение вести переговоры и выступать перед публикой. Отвечая на Ваш второй вопрос, необходимо подчеркнуть, что психологи отмечают: людей, которые абсолютно неспособны к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина неуспеха — это внутренний страх, который связан, в первую очередь, с неуверенностью в себе и низкой стрессоустойчивостью.

Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что человек говорит, а какую реакцию у слушателей вызывают его слова. Умение выступать на публике является одним из качеств, тесно связанных с эмоциональным развитием, когда человек сталкивается с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать, учится привлекать их на свою сторону.

Успех выступления предопределяется тремя компонентами: хорошим эмоциональным состоянием, тщательной подготовкой и собственно навыками публичного выступления. Тщательная подготовка подразумевает великолепное знание темы своего выступления и проработку всех вопросов, которые может задать аудитория. Перечислим навыки, которые необходимы для успешного публичного выступления:

навыки риторики;

навыки логики в части построения выражений и последовательности их развертывания;

навыки аргументации в том случае, если по окончании выступления кем-то из публики(или жюри) будут заданы вопросы;

навыки контраргументации (в том случае, если по окончании выступления в аудитории развернется дискуссия).

Перед выступлением необходимо выполнить подготовительную работу, включающую в себя следующие шаги.

  1. Нужно сформулировать главную идею выступления.
  2. Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы.
  3. Подготовить слайдовую презентацию и включить в нее необходимые схемы, иллюстрации, графики.
  4. Определить моменты в ходе выступления, когда стоит обратиться к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать или вспомнить – это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на отдельных аспектах обсуждения и значительно повысит эффективность восприятия.
  5. Когда речь уже подготовлена, желательно записать ее основные положения или тезисы на отдельный лист бумаги.
  6. Произнести речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и увеличит шансы на успех.

При подготовке выступления учащемуся обязательно помогает педагог (руководитель проекта, наставник). Кроме того, существуют специальные упражнения и тренинги, позволяющие индивидуально проработать проблемы, связанные с волнением. Специалистами регионального центра выявления и поддержки одаренных детей осуществляется адресная консультационная методическая помощь при подготовке учащихся к конкурсным мероприятиям.

Например, в 2020 году в рамках проведения Зимней Школы для участников регионального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», кроме занятий, которые были посвящены проектной и исследовательской деятельности, было организовано обучение навыкам публичных выступлений.

Овладение учащимися ораторским мастерством – одно из важных условий успешной самореализации, социализации молодых людей.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8(4752) 42-95-30 (доб.1303) – Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального ресурсного центра выявления и поддержки одарённых детей

 

 

Поделиться