Дистанционный психологический консультационный пункт

психолог онлайн

Дорогие ребята!
Уважаемые родители, педагоги!

Приглашаем Вас на консультации в Дистанционный психологический консультационный пункт.

Консультации проводятся анонимно. Задавайте вопросы, мы на них Вам ответим.

Вы можете получить консультацию по любым интересующим Вас вопросам, связанным с личностными проблемами, проблемами в общении, в учебе, в семье.

Пишите, мы рады Вам помочь! Свои вопросы Вы можете оставить ниже  на этой странице.  Если Вы не хотите открытой публикации ответа на вопрос, отметьте это, ответ будет прислан Вам по электронной почте.

 

АРХИВ. Ответы на интересные вопросы и консультации психологов

 

Оставить новую запись в гостевой книге

 
 
 
 
Поля, помеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.
Ваш адрес e-mail опубликован не будет.
По соображениям безопасности мы запишем IP-адрес 192.168.19.6.
Ваша запись в гостевой книге может быть показана не сразу, а только после предварительной проверки администрацией сайта.
Мы оставляем за собой право редактировать, удалять или не публиковать записи в гостевой книге.
43 записи.
Радмила Радмила написал(а) 15 июня 2022
Доброго времени суток! У меня проблема с младшим сыном. Ему 7 лет. Он слишком чувствительный что ли, эмоциональный, чуть что сразу плачет. Не капризы, истерики, а именно плачет, видно, что само получается так. Он добрый, очень правильный такой, ответственный, мягкий. Но этот недостаток очень портит нам жизнь. Тем более в этом году в школу, как он будет общаться с детьми, с учителем. Да, кстати, с общением со сверстниками у него проблемы, он дружится только с некоторыми, со спокойными, очень мало с кем общается на площадке. Что нам делать, как себя вести? С рождения до года был очень беспокойный, плохо спал, постоянно плакал, на учете у невролога были, увеличенные желудочки головного мозга.
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Радмила! Все дети разные по темпераменту, кто-то очень активный, жизнерадостный, кто-то тихий, спокойный, стеснительный. Причины излишней чувствительности, стеснительности, необщительности ребенка кроются как в течении беременности, так и в особенностях развития ребенка в самом раннем детстве, в качестве взаимоотношений между родителями.
Конечно же, таким детям приходится очень сложно в жизни. Поэтому в любом возрасте им нужно уделять больше внимания, оказывать всяческую поддержку, относиться как можно бережнее, но без излишней опеки. Никогда не кричите на ребенка, но разговаривайте с ним уверенно, без сюсюканья. Чаще целуйте и обнимайте своего сына. Он должен постоянно чувствовать, что Вы любите его. Хвалите его! Чем ребенок меньше, тем ему сложнее адекватно оценить свои успехи. Ваша задача укрепить его самооценку всеми способами. Старайтесь чаще приглашать к себе друзей, особенно если у них есть дети такого же возраста. Ребенок привыкнет к общению в привычной для него обстановке и сможет благополучно общаться в социуме.
У Вашего ребенка обязательно должны быть друзья. Не все люди рождаются с интуитивным знанием, как создавать и сохранять близкие эмоциональные связи, поэтому дружбе тоже нужно учиться. Расскажите ему как надо знакомиться с детьми, на детской площадке или в школе, и, если он первым проявит инициативу, ничего страшного не случится. Вы сами должны показать пример общения с друзьями, подсказать, поделиться опытом, ведь чаще всего ребенок перенимает этот опыт у родителей.
Дружба завязывается, когда дети заняты вместе чем-то интересным и увлекательным. Попробуйте отдать ребенка в театральную, вокальную, танцевальную или иную студию, спортивную секцию (командные виды спорта). Общение в группе единомышленников, выступления на сцене или общие тренировки в спортзале будут способствовать укреплению физического и психического здоровья, развитию коммуникативных навыков, адаптации ребенка в социуме.
Ваш сын идет в первый класс. Привыкнуть к школе после детского сада сложно практически всем. Привычный режим жизни меняется и детям необходимо подстраиваться под новые условия. Поэтому, запаситесь терпением. В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что Вы сможете сделать – помочь ему поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошел его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребенка просто послушать. Не критикуйте ребенка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Обязательно встречайте и провожайте ребенка. Для того, чтобы он увереннее чувствовал себя в школе, можно дать ему с собой любимую игрушку или предмет, связанный у него с положительными воспоминаниями (своеобразный талисман). Наладьте контакт с учителем, предупредите о проблемах ребенка. Постоянно разъясняйте сыну, что все хорошо и все образуется. В конце концов это даст свой позитивный результат, т.к. вера родителей отражается на ребенке.
Уважаемая Радмила! Конечно это общие рекомендации., т.к. я не имею возможности более подробно узнать о вашей ситуации. Приглашаем Вас в консультационный пункт по адресу: г. Тамбов, ул. Подвойского 6, тел. 56-25-29, где Вы сможете получить необходимую консультацию у психолога.
Анастасия Анастасия написал(а) 6 мая 2022
Здраствуйте, что делать родителю-опекуну, в случае если ребенок (8 класс) уходит с последних уроков
Ответ от администратора: doto
Отвечает Кортунова Н.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Анастасия. Многие родители сталкиваются с подобной проблемой. Для начала необходимо выяснить почему подросток поступает таким образом, тогда Вам будет намного легче справиться с ситуацией. Причин, по которым ребенок предпочитает не пойти на уроки, может быть очень много, рассмотрим некоторые из них:
• Ему неинтересно в школе, потому что он знает программу наперёд или, напротив, не справляется с нагрузкой. Если школьник пропускает конкретные уроки, то возможно у него пробелы в знаниях по данному предмету или конфликт с учителем;
• Ребёнок перегружен школьными и дополнительными занятиями. Так он может начать прогуливать неважные, по его мнению, уроки;
• Подросток находится под влиянием компании, общества, с которым он общается. Либо наоборот, «бежит из школы» из-за разногласий с одноклассниками;
• Проблемы в семье также смещают учёбу на второй план. Иногда ребёнок пропускает уроки потому, что не может на них сосредоточиться из-за тревожной обстановки дома, а иногда для того, чтобы «отвлечь» внимание мамы и папы от ссор друг с другом.

Если причина прогулов ясна, следует поговорить с подростком. Без криков и оскорблений — важно построить откровенный спокойный диалог. В конце концов, все мы в школьные годы хотя бы несколько раз пропускали уроки.
Задача родителя — разобраться в мотивах и помочь их устранить. Так, если ребёнок прогуливает из-за конфликта в семье, нужно объяснить, что его вины в происходящем нет, и мама с папой любят его, несмотря ни на что.
Если у школьника проблемы с одноклассниками или преподавателями, нужно поддержать и предложить помощь в разрешении конфликта: «Мне жаль, что это случилось с тобой, но давай вместе придумаем выход».
Когда подросток перегружен, необходимо пересмотреть его распорядок дня или устроить незапланированные выходные.
В случае, если ребенку скучно на уроках или, напротив, ему недостаточно знаний, можно подобрать репетитора, записаться на дополнительные занятия, вместе разобрать тему.
Постарайтесь настроить подростка на волну учебы: поясните, почему это важно и в чем плюсы походов в школу. Скажите, что хоть основной задачей и является получение знаний, но также важность посещения учебного заведения в том, чтобы научиться общаться с окружающими, решать насущные проблемы и овладеть навыком договариваться с разными людьми.
Помочь ребенку преодолеть трудности может помочь и личный пример из Вашего жизненного опыта. Однако, не стоит употреблять фразы по типу «Вот я в твои годы…»
Подкуп в подобной ситуации тоже малоэффективен. Материальные стимулы могут устранить последствия, но не причину проблемы. Например, если школьник прогуливает из-за того, что не понимает предмет, то приобретение какой-нибудь дорогой вещи вряд ли улучшит успеваемость. Скорее всего, он будет посещать уроки и приносить двойки. А когда подростку захочется новый подарок, он может снова прекратить посещать школу.
Помните, что по какой бы причине Ваш ребенок не прогуливал уроки, в Ваших силах помочь ему, поддержать и направить. Доброжелательность, терпение и ласка станут главными Вашими союзниками в данной ситуации.
Евгения Евгения написал(а) 4 мая 2022
Здравствуйте. У меня сын-подросток. В этом году сдает экзамены, учится хорошо, учёба не представляет трудностей для него. Примерно месяц назад у него начались панические атаки. Очень сильно волнуется, переживает, когда меня нет рядом (особенно), начинается сильное сердцебиение. Раньше такого не было. Он ездил в летние лагеря без проблем.
Были с ним на приеме у невролога, прописали таблетки для успокоения нервной системы перед экзаменами. Что посоветуете? Не знаю, как отправлять учиться ребёнка в другой город в ВУЗ?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Кортунова Н.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Евгения. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал ощущение необъяснимого страха и тревоги, которое сопровождается усиленным сердцебиением, затрудненным дыханием, чувством тошноты или другими физиологическими реакциями. Таким образом наш организм реагирует на опасность, угрозу, стресс. Но у кого-то возникает легкая тревога, а кто-то ощущает сильный страх, панику, ужас. Эти состояния при регулярном повторении и называют паническими атаками. Причин возникновения такого состояния может быть много. Например, повышенная тревожность подростка, стрессы, переутомление, конфликты (как межличностные, так и внутриличностные).
Выпускники испытывают большую психоэмоциональную нагрузку. Подготовка к экзаменам, их сдача, вступление в новую «взрослую» жизнь, к которой они часто бывают не готовы. Чем Вы можете помочь ребенку в этот непростой период?
 Повышайте уверенность подростка в себе и своих силах. Опирайтесь на его сильные стороны, избегая подчеркивания промахов. Дайте ему понять, что количество баллов, которые он получит на экзамене, не являются единицей измерения его возможностей;
 Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания;
 Постарайтесь заранее смоделировать возможные варианты событий. Подберите оптимальные пути выхода из ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности Вашего ребёнка. Подумайте, какие могут быть дальнейшие действия, если он не поступит в вуз;
 Помогите подростку наладить режим дня, чтобы во время подготовки он не испытывал перегрузок. Наблюдайте за его самочувствием;
 Обеспечьте дома удобное место для занятий;
 Учите ребёнка бытовой самостоятельности — готовить себе еду, поддерживать порядок, искать информацию.
Более подробную информацию Вы можете получить, посмотрев следующие видеоролики:
- «Как помочь старшекласснику подготовиться к экзаменам и выбрать профессию?»;
- «Помощь себе и ребенку. Учимся справляться со стрессом».
Момент окончания школы – это как дверь между двумя мирами. Когда-то через нее во взрослую жизнь прошли Вы, а теперь это предстоит сделать Вашему ребенку. Постарайтесь сейчас быть ему другом. Поделитесь своим опытом и переживаниями. Расскажите, как Вы в свое время привыкали к новым обстоятельствам жизни, как делали первые самостоятельные шаги в налаживании быта (вряд ли все удавалось легко), как находили в открывшемся новом мире больше и больше плюсов.
Светлана Светлана написал(а) 22 апреля 2022
Здравствуйте! Сыну 8 лет. Он очень увлекается гаджетами, любит посидеть в телефоне и компьютере. Я уже и ругала, и отбирала, и запрещала, но стоит мне только отвернуться или заняться своими делами, смотришь, он уже бросил уроки или другие занятия и сидит играет в телефоне или компьютере. Подскажите, что мне можно предпринять?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, уважаемая Светлана! К сожалению, дети за короткий срок привязываются к гаджетам. К школьному возрасту у ребенка уже формируется зависимость от интернета и игр. А это, как отмечают врачи и психологи, оказывает негативное влияние на его здоровье. Дети с зависимостью растут агрессивными и нервными, у них ухудшается зрение и сон, падает иммунитет, наблюдается задержка в развитии речи и моторики. Они не умеют общаться и контактировать с окружением, хуже учатся.
Если ваш малыш уже пристрастился к гаджетам, важно подобрать подход к ребенку, чтобы не навредить еще больше и не испортить с ним отношения. Не забирайте телефон или планшет, иначе вы легко потеряете контакт с ребенком. Для него смартфон, интернет и социальные сети стали уже неотъемлемой частью жизни, которую трудно игнорировать. Лишая детей средств связи, вы лишаете его общения с друзьями и сверстниками. Не ругайте компьютер и другую современную технику. Так вы станете в его глазах врагом номер один, потеряете контакт и вступите в конфликт. Не будьте слишком категоричны. Гаджеты сегодня помогают в учебе, содержат много полезной информации и включают обучающие программы. Поставьте на некоторые программы пароль, удалите развлекательные приложения и заблокируйте подобные порталы. Оставьте развивающие игры и приложения, книги и загадки, обучающие программы. Тогда малышу станет не интересно слишком долго сидеть за смартфоном.
Родители - главный пример для детей. Современные родители сами практически не выпускают телефон из рук. Поэтому, начните с себя - реже пользуйтесь техникой, особенно при малыше. Поддерживайте контакт с ребенком, вместе играйте, читайте, гуляйте. Доказывайте собственным примером, что в жизни много интересных занятий, кроме гаджетов.
Совместная деятельность детей и родителей - это не только развлечения, но и бытовые дела. Приучайте детей к уборке, готовке, уходу за домашними животными, труду на даче и так далее. Это не должна быть обычная формальность. Пусть малыш несет ответственность за проделанную работу. Отмечайте успехи, хвалите и оценивайте вклад, который он вносит в дела семьи. Отмечайте, если ребенок проявляет инициативу и самостоятельно убирается, гуляет с собакой или выполняет другую важную работу без напоминаний и указаний взрослых. Тогда любой труд обретет смысл. Он станет важен и интересен малышу.
Подумайте, чем можно заменить игры на компьютере и телефоне. Это должна быть равнозначная замена и желательно социальная. Ребенку нужно предложить такие занятия, которые покажутся более интересными и захватывающими, чем компьютерные игры. Если он следит за любимой футбольной командой, поиграйте вместе в футбол или отдайте малыша в соответствующую секцию. Если его интересуют музыка, танцы или он любит рисовать, попробуйте начать занятия в музыкальной или художественной школах.
Научите малыша принципам общения, помогите найти друзей и поощряйте совместные игры. Для улицы выбирайте активные и спортивные игры, для дома - спокойные развивающие и настольные. Игры и общение со сверстниками помогут оторвать ребенка от планшета или смартфона.
Заведите домашнее животное. Доверьте малышу часть забот по уходу за питомцем. Он может кормить и гулять с животным. Не обязательно заводить собаку или кошку. Можно остановиться на черепашке или хомячке, которые не занимают много места и не требуют выгула. Кстати, это отличное решение, если у малыша мало друзей и сложно с социализацией. Общение и уход за домашним животным раскрепощают ребенка. Он становится более активным и живым, легче идет на контакт и общается.
Введите строгое ограничение по времени, когда малыш сможет использовать гаджеты. Установите временной лимит - 20, 30, 40, 60 минут в день. Не разрешайте пользоваться телефоном в процессе еды, прихода гостей, общения с родными, прогулки и так далее. Объясняйте, почему в данный момент ребенок не может использовать гаджет.
Ребенок не может отрываться от гаджетов, если только его жизнь не наполнена интересными и яркими событиями; если у крохи совсем нет друзей и не с кем общаться; если он видит, что его увлечения и деятельность не интересны и не важны для родителей. Поэтому, отложите гаджеты в сторону и больше времени уделяйте ребенку.
Марина Марина написал(а) 24 марта 2022
Здравствуйте, уважаемые психологи! Сейчас весна, к тому же время очень неспокойное, отсюда состояние неважное не только физическое, но и психическое. Усилилась тревожность, мучают страхи, депрессия, апатия, плохой сон. Подскажите, как можно себе помочь?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Марина! Сейчас самое важное – успокоиться. Проблемы есть, да, но они пройдут. Что сделать, чтобы снять тревогу, напряжение и панику и избавиться от негативных эмоций?
Во-первых, абстрагируйтесь от неприятных сообщений. Поменьше смотрите телевизор и зависайте в Интернете. Ограничьте поток входящей информации. Нет смысла каждые 5 минут проверять новостную ленту. Лучше посмотрите приятный фильм или видео, почитайте. Необходимо занять голову чем-то другим.
Если абстрагироваться не получается, а тревога только нарастает, то психологи рекомендуют глубоко и медленно дышать в постоянном ритме. Сделайте глубокий вдох и выдох. Затем вдохните через нос, считая до 4, и задержите дыхание, продолжая считать до 7. На счет 8 медленно выдохните. Повторите упражнение несколько раз.
Сконцентрируйтесь на личном. Тревога вызвана событиями, на исход которых вы не можете повлиять. Поэтому переживания неконструктивны. Переключитесь на вопросы, касающиеся лично вас. Например, с головой уйдите в работу. Многим, чтобы успокоиться, нужно погрузиться в монотонный физический труд. Придумайте конкретное измеримое дело. Вымыть пол, разобрать вещи в шкафу, помыть окна, напечь пирогов, выкинуть старые детские игрушки, пересадить цветы, покрасить стены, разобрать бумаги в письменном столе. Сделайте его от начала до конца, до результата. Сделайте внимательно и качественно. Мытье полов, между прочим, отличная психотерапия. Здесь важно, что это именно физическое действие.
Поговорите о страхах. Действенный способ трансформировать переживания – озвучить их. Проведите время с понимающим вас человеком, расскажите, что именно вас тревожит. Повторите рассказ несколько раз, даже через слезы и страх. Вы обязательно почувствуете облегчение. Будьте с людьми. Разговаривайте. Делитесь своими страхами. Помните мультик про котенка: «Давай бояться вместе?». Вместе, и правда, не так страшно.
Старайтесь больше двигаться. Занимайтесь йогой, пилатесом, делайте простые упражнения на растяжку. Идите на массаж – это расслабит и растянет тело, уберет зажимы и спазмы, вызванные стрессом. Включите музыку и вытанцовывайте свои эмоции, все, что чувствуете. Двигайтесь! Точно станет легче.
Пейте много воды. Сходите в душ или в баню, примите ванную, просто умойтесь холодной водой, обнулитесь. Вы почувствуете, как мгновенно полегчает. Откажитесь от кофе, энергетических напитков, наладьте режим сна. Сон – лучшее лекарство. Существует такое правило: в любой непонятной ситуации ложись спать. Нет, не потому, что проснешься и стрессовых событий как ни бывало (а хотелось бы). Сон – лучшее средство для восстановления психики от стресса. Слушайте успокаивающую музыку. Музыка может быть любая: классическая, для медитации, звуки природы – главное, чтобы вам становилось спокойнее. Эфирные масла – это уникальные природные лекарства, которые помогут справиться с тревожностью и депрессией. Поддержат нервную систему лаванда, бергамот, красный мандарин, мелисса, кедр, шалфей.
Если все же не получается нормализовать состояние самостоятельно, лучше всего записаться на прием к психологу или психотерапевту. Они помогут разобраться в причинах тревожности и выйти из кризисного состояния.
Людмила Людмила написал(а) 2 февраля 2022
Здравствуйте! Наш класс (а сын учится во втором классе) опять перевели на дистанционку. Когда это случилось в прошлом году – для меня это был какой-то кошмар. Ребенок совершенно не понимал, что ему объясняют по ноутбуку, не хотел выполнять домашние задания. Подскажите, как лучше организовать учебный процесс и режим дня школьника во время дистанционного обучения.
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Людмила! В школе у детей понятная система обучения с графиком, звонками и переменами. Обеспечить ребенку продуктивный образовательный процесс на дистанционном обучении всегда представляет сложность для родителей. Постарайтесь соблюдать 10 правил дистанционного обучения.
1. В первую очередь, спокойствие. Как бы банально не звучала фраза «у спокойных родителей – спокойные дети», но это правда, и это работает. Все мы понимаем, что дистанционное обучение невозможно, хотя бы первое время, без участия родителей. Так или иначе, вы будете вовлекаться в процесс, и это нервирует. Но успокойтесь и постарайтесь передать спокойный эмоциональный фон ребенку, это снизит его тревожность. Ведь он тоже волнуется!
2. Подготовьте для ребенка рабочее место. Отдельная комната или рабочий уголок, не столь важно. Главное, чтобы вокруг был порядок, – это настраивает на рабочий лад. Позаботьтесь о технической стороне вопроса, чтобы компьютер (планшет, телефон) был в рабочем состоянии, а интернет не подвел в ответственный момент.
3. Зарегистрируйтесь и ознакомьтесь с образовательной платформой, которую выбрала ваша школа, заранее вместе с ребенком. Это исключит эффект неожиданности. Кстати, на некоторых платформах сразу после регистрации можно смотреть лекции и выполнять тестовые задания.
4. Спланируйте день, составьте для ребенка расписание занятий. Старайтесь придерживаться примерно такого же распорядка дня, как и во время посещения школы. Не забудьте о перерывах: 5-10 минут между уроками и 30 минут через каждые 2-4 часа занятий.
5. Рабочая обстановка. Проконтролируйте, чтобы во время занятий ребенка ничего не отвлекало. Отключите уведомления в мессенджерах и удалите животных из комнаты. Редко кто из детей удержится от соблазна потискать питомца.
6. Подберите одежду для занятий, нельзя позволять ребенку заниматься в пижаме или домашней одежде, это не создаст рабочую атмосферу.
7. Самое время вспомнить про режим дня. Полноценный сон очень важен для растущего организма! Мозг во время сна продолжает обрабатывать информацию, полученную во время бодрствования. Также сон помогает справиться со стрессом, не забывайте об этом. Разбудите ребенка как минимум за час до начала занятий. Он должен успеть умыться и позавтракать, а также подготовиться к уроку.
8. Записывайте успехи ребенка! Это помогает мотивировать. Можно каждое небольшое достижение записывать на цветные листочки и прикалывать к доске. Наглядно видно, как ребенок поработал.
9. Физическая нагрузка и гигиена. В течение дня у ребенка обязательно должна присутствовать физическая нагрузка. Делайте зарядку, гимнастику. Не забывайте регулярно проветривать помещение. Глаза также должны отдыхать от яркого монитора компьютера. Очень полезно выполнять гимнастику для глаз.
10. Обратная связь. Будьте на связи с педагогом, задавайте ему вопросы, если вам что-то непонятно. И не переживайте, для педагогов школы дистанционное проведение занятий также сложно, и они волнуются не меньше вас.
Все дети разные: не каждого ребенка легко усадить за уроки и включить в занятия. Одни, гиперактивные, и не могут усидеть на месте, другие, наоборот, медлительные. Но, соблюдая данные правила, вам легче будет справиться с дистанционным обучением вашего ребенка.
Оксана Оксана написал(а) 11 января 2022
Здравствуйте, уважаемые психологи! В этом году сын пошел в первый класс. Я знаю, что многие родители дают детям деньги на карманные расходы. Подскажите, нужно ли их давать и с какого возраста лучше это делать? Можно ли поощрять деньгами хорошие оценки?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Оксана! Психологи рекомендуют выдавать первые карманные деньги в 5-6 лет. Ребенок может положить их в копилку и накопить на желанную игрушку, либо потратить немедленно на какие-то «вкусняшки».
Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребенке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Чем раньше ребенок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ведь многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребенок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.
Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок они ему выданы и что он может на них купить. При этом, круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал, обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы — только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Если ребенок истощил свой недельный капитал и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней. Как правило, отношение детей к деньгам зависит от отношения к деньгам в семье, оно формируется под влиянием семейного восприятия денег. Разговаривайте с детьми о деньгах, привлекайте их к обсуждению семейного бюджета.
Многие родители дают карманные деньги детям за выполнение мелких домашних обязанностей — мытье посуды, уборку своих игрушек или квартиры — это не лучший вариант. У ребенка, как и у любого члена семьи, должны быть обязанности, которые он выполняет, потому что живет в этом доме. Не стоит оплачивать и хорошие оценки. Конечно, в случае каких-то особых достижений можно поощрить ребенка и деньгами, но лучше все-таки не просто заплатить, а добавить недостающую сумму для какой-то покупки, можно вместе куда-нибудь сходить или это будет презент по окончанию четверти или учебного года.
Лариса Лариса написал(а) 9 декабря 2021
Здравствуйте, уважаемые психологи! У нас в семье родился второй ребенок. Старший сын, ему 7 лет, очень ждал рождения малыша. И сначала все было ничего, он радовался. А сейчас, спустя три месяца, появилась ревность, обиды, слезы. Подскажите, пожалуйста, как нормализовать отношение старшего ребенка к младшему?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, уважаемая Лариса! Ревность ребенка к появившемуся младенцу – явление довольно распространенное. Сначала новорожденный воспринимается старшим ребенком как новая игрушка: ее любопытно потрогать, ей можно порадоваться. Но спустя некоторое время вы замечаете, что все изменилось. Вашему первенцу стало ясно, что младенец обосновался на его территории навсегда. При этом он много спит или проводит время у мамы на руках. Нормальная естественная детская ревность служит здоровой реакцией ребенка на появление нового объекта любви родителей. Тем не менее, психология отношений в семье с двумя детьми подразумевает доброжелательные отношения между всеми ее членами, и поэтому с ревностью первенца ко второму ребенку можно и нужно работать. Если задуматься, то ревность ребенка – не что иное, как страх потерять любовь родителей, нежелание делиться с кем-либо вниманием значимых для него людей, опасение быть хуже кого-либо. То есть то же самое, что является предпосылками для обычной взрослой ревности.
Родителям необходимо набраться терпения, чтобы переждать первые полгода после рождения младшего ребенка. В этот период ревность старших детей проявляется особенно ярко. Считается, что больше всего ревнуют к младшим те дети, разница между которыми составляет 3–5 лет. Особенно сильно это проявляется между однополыми детьми. Дети постарше легче переживают появление малыша, поскольку у них уже могут быть другие интересы, в том числе и вне семьи.
Старший ребенок чаще всего ревнует к младшему, когда чувствует себя лишним. Для того, чтобы этого не произошло, очень важно постоянно подчеркивать то, что старший ребенок очень важен, нужен и любим. Говорите со старшим о младшем. Рассказывайте, объясняйте, отвечайте на вопросы, поощряйте заинтересованность. Читайте сказки о братьях и сестрах. Во время общих прогулок с коляской расскажите старшему, как он рос и что происходило, когда он был маленьким. Покажите его первые фото. Объясните, что он постепенно многому научился, стал настоящей опорой и помощником для мамы.
Будет здорово, если получится мягко «включить» первенца в заботу о новорожденном и постоянно акцентировать внимание на том, что он уже совсем большой и делает очень важную и нужную работу, помогает маме и папе. Дайте старшему ребенку поручение, которое будет выполнять только он. Например, выбирать, какие носочки надеть младенцу, или петь ему перед сном песенку. Ощущение собственной значимости поможет первенцу спокойнее переживать то, что внимание мамы и папы больше не принадлежит только ему, и лояльнее относиться к малышу.
Не бойтесь дать подержать малышу на руках новорожденного. Для безопасности сядьте вместе на диван, пусть он аккуратно покачает младенца на коленях, под присмотром взрослых. Это излечит от неприязни по отношению к малютке и уменьшит ревность.
Не забывайте о том, какое большое значение для первенца имеют привычные ситуации. Если раньше ваш первый ребенок на ночь всегда слушал сказку или имел другой привычный ритуал отхода ко сну, обязательно сохраните этот порядок. Не забывайте постоянно показывать старшему ребенку свою любовь. Обязательно уделяйте ему время, читайте ему книжки, вместе рисуйте, собирайте конструктор. Почаще обнимайте и целуйте, говорите ласковые слова, нежно гладьте по головке. Это поможет ребенку избавиться от ощущения ненужности и восполнит недостаток внимания.
Светлана Игоревна Светлана Игоревна написал(а) 15 ноября 2021
Здравствуйте! Сын в сентябре пошел в первый класс, но уже после двух месяцев учебы заявляет, что не хочет больше ходить в школу. Скажите, что нам делать?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, уважаемая Светлана Игоревна! Большинство первоклассников положительно относятся к поступлению в первый класс, им нравится роль взрослых школьников, они гордятся своей формой и ранцем, с интересом разглядывают класс и заводят новые знакомства. Но через некоторое время бывает ребенок вдруг заявляет: «Я в школу больше не пойду!» Что же произошло?
Школа требует от ребенка постоянного напряжения интеллектуальных и физических сил, а если родители оберегали свое дитя от малейших трудностей, не приучали самостоятельно принимать решения и ограничивать свои желания, у него не будет сформирована способность преодолевать трудности, и вскоре после начала обучения проявится своеобразная тактика отказа от усилия. Бывает, что мамы и папы рисовали ребенку школьную жизнь и будущие успехи в ярких красках, но, столкнувшись с первыми трудностями, ребенок может почувствовать себя обманутым взрослыми, быть подавленным настолько, что у него не будет сил для решения всех учебных проблем.
Именно родители должны сформировать у ребенка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами, а мама и папа ему в этом помогут. Родители должны создать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребенок смог бы развиваться, раскрывая свои способности и осознавая недостатки.
Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния ребенка. Выясните причину его нежелания посещать школу. Побеседуйте с учителем, возможно у ребенка проблемы в общении с одноклассниками. Если ваш ребенок расположен к разговору и принимает вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения. Во всем принимайте сторону ребенка и поддерживайте его.
Важно:
• признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному;
• научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их;
• поддерживать у своего ребенка уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время, всегда может рассчитывать на вашу поддержку;
• помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению;
• маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его;
• не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником;
• помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.
Беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Постоянный упадок сил у физически здорового малыша, или, если раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться квалифицированная помощь.
Александра Александра написал(а) 27 октября 2021
Здравствуйте, уважаемые психологи! Сыну недавно исполнилось 5 лет. И если раньше он ничего не боялся, то сейчас стал бояться оставаться один в комнате, один засыпать, ему всюду мерещатся какие-то монстры, он плачет. Посоветуйте, как помочь в данной ситуации?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Александра! Страхи – то, без чего не обходится детство. Для нормально развивающегося ребенка испуг и страх (в не гипертрофированной форме) – естественная реакция на окружающий мир. Ведь страх – это еще и защита, он может остановить малыша на краю настоящей опасности и каждому возрасту свойственны свои страхи.
Однако, источник внушенных страхов – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фразы: «не лезь – упадешь», «не трогай – обожжешься», «не гладь – укусит», «не ходи – там бабай» и т.д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и у него возникает реакция страха, как регулятор поведения. Впоследствии, страхи начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
В 3 года может появиться страх перед наказанием. Страхи в этом возрасте выражены значительно меньше, если у ребенка есть возможность свободно выражать свои эмоции и переживания, не подавляется чувство его «Я».
От 3 до 5 лет многие дети боятся сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Страхи чаще встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
В 6 лет может появиться страх смерти, он проявляется не прямо, а через боязнь нападений, пожаров, стихии. Дошкольники болезненно переживают ссоры родителей. Они боятся, что папа и мама не будут больше вместе.
Вам нужно насторожиться, если:
• у ребенка беспокойный сон, ему часто снятся кошмары;
• ему трудно заснуть;
• засыпает только при включенной лампе или в присутствии взрослого;
• избегает оставаться в одиночестве и тишине;
• у ребенка заниженная самооценка.
Если эти признаки проявляются у вашего ребенка, обратитесь к психологу или детскому неврологу (в зависимости от степени проявления).
Некоторые рекомендации родителям:
• никогда не наказывайте ребенка, запирая его в темном незнакомом помещении;
• не пугайте малыша («отдам чужой тете», «придет Баба Яга и утащит», «не подходи, собака укусит» и т.п.);
• рассказывайте ребенку сказки о сильных, смелых и добрых героях со счастливым концом;
• следите за тем, какие книжки читает ребенок, какие мультики и фильмы смотрит;
• готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу;
• не передавайте малышу собственные переживания, разберитесь со своими личными страхами; вы можете «заразить» ими ребенка (к примеру, боязнью собак, транспорта, самолета);
• осторожно попытайтесь выясните причину страха у ребенка;
• перед сном, если малыш боится темноты, зажгите лампу, положите ему в кровать любимую игрушку;
• учитесь преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций;
• если ребенок боится врача – поиграйте в больницу, если боится темноты – в разведчиков и т.д.;
• будьте терпеливы и внимательны – за страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить;
• держитесь уверенно рядом с ребенком, ваша уверенность передастся малышу.
Ирина Ирина написал(а) 20 сентября 2021
Здравствуйте уважаемые психологи! Сыну 7 лет, он только что пошел в первый класс и уже жаждет самостоятельности. Если раньше он гулял во дворе под присмотром взрослых, то сейчас хочет гулять один. Готов даже в школу самостоятельно ходить. Как реагировать на такое желание самостоятельности? И с какого возраста можно отпускать ребенка на прогулку одного?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Ирина! Одного желания ребенка недостаточно для того, чтобы вы могли спокойно отпустить его без присмотра на улицу. Нужно учесть много различных обстоятельств. Во-первых, место, где вы живете: в мегаполисе, маленьком городке или поселке, где все друг друга знают. Во-вторых, нужно учитывать уровень «взрослости» вашего чада и его подготовленности к подобного рода самостоятельным передвижениям. У каждого ребенка свой внутренний темп развития, поэтому, как правило, дети начинают требовать независимости по мере того, как чувствуют в ней необходимость. И неудивительно, что один ребенок уже в 7 лет хочет самостоятельно ходить в школу и гулять с друзьями без присмотра родителей, а другой в 10 лет еще держится за мамину юбку.
Ребенка можно уже считать «взрослым», если он знает существующие нормы поведения и постоянно их выполняет. Причем речь идет не только о соблюдении норм, установленных в вашем доме или в школе. Необходимо, чтобы ваш малыш имел четкое представление о нормах поведения на улице, в общественных местах и т.п., понимал, что подчиняться им нужно беспрекословно, так как невыполнение этих правил может быть опасно для его жизни и здоровья. В-третьих, нужно учитывать способность вашего ребенка принимать решения и отвечать за свои поступки. То есть вы должны быть уверены в том, что ваш ребенок не относится ни к излишне импульсивным детям, реагирующим на ситуацию, даже не подумав, что они делают, ни к нерешительным, которые всегда сомневаются и не знают, как поступить.
Обязательно нужно предупредить сына о тех опасностях, которые могут подстерегать за порогом дома, только не надо слишком драматизировать и запугивать, лучше объясните ему, как нужно себя вести в различных экстраординарных обстоятельствах, а также, как можно их избежать. Это придаст ребенку больше уверенности в себе.
Семилетку, как правило, пока не стоит отпускать одного далеко. У него еще плохо развито чувство ориентации, и он может потеряться. Однако малыш вполне может гулять один во дворе или на детской площадке, но желательно, чтобы вы постоянно видели его из вашего окна или же попросили кого-то из знакомых мам краешком глаза приглядеть за ним.
Вера Вера написал(а) 14 сентября 2021
Здравствуйте! Наш малыш скоро впервые пойдет в детский сад и я очень за него переживаю. Ведь в течение моего декретного отпуска мы практически постоянно были вместе, играли, спали, гуляли. А здесь ему предстоит целый день быть с новыми людьми, в новом коллективе детей. Подскажите, как помочь ребенку пережить этот сложный для него период?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте, Вера! Приход ребенка в детский сад почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации. Адаптация может протекать по-разному. Изменение образа жизни, в первую очередь, нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша. Период адаптации может продолжаться от 1-2 недель до нескольких месяцев и даже года.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад? Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял, что мама обязательно за ним вернется.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте его, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность. Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде, даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Дайте ребенку в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш. Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш.
Надеемся, что выполнение этих правил поможет вам и вашему малышу преодолеть период адаптации в детском саду.
Анастасия Анастасия написал(а) 19 июля 2021
Здравствуйте. Сталкиваюсь с такой проблемой в течение долгого времени. Я не могу замыкаться в себе, поэтому о своих личных проблемах могу рассказать близкому (и не только) человеку, после чего даже могу испытывать чувство стыда, но дело не в этом. Я хорошо понимаю, что людям все равно на мои проблемы. Я бы хотела научится не рассказывать о личном, но и не закрываться в себе, чтобы потом во мне это не копилось и не лилось через слёзы. Желание научиться проще это переваривать в себе и отпускать. Спасибо.
Ответ от администратора: doto
Отвечает Кортунова Н.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте! Ваша открытость и стремление поделиться своими переживаниями говорит лишь о том, что Вы очень общительный человек. И в этом нет ничего плохого, если не доставляет Вам дискомфорт. Для того, чтобы не испытывать чувство стыда или вины за то, что «сказали лишнего», Вам нужно провести работу с личными границами. Когда возникнет желание рассказать о своих проблемах, подумайте, хотите ли Вы поделиться ими именно с этим человеком. Выбирайте такого собеседника, который сможет Вас выслушать в том количестве и качестве, которое Вам необходимо и которому Вы можете доверять. Сомневаетесь, интересно ли ему будет Вас выслушать? Спросите прямо. Если он не против, можете поделиться Вашими переживаниями. И наоборот, если Вам приходиться слушать то, чего Вы не хотите, говорите об этом. Так Вы не нарушите ни свои границы, ни границы собеседника. Помните: прежде, чем рассказать о чем-то, подумайте, действительно ли Вы хотите поделиться данной информацией, возможно, она слишком личная. Если Вы не можете её кому-то доверить, но и не можете копить внутри себя, попробуйте завести дневник, в котором будете записывать все Ваши личные проблемы. Помимо дневника можно использовать диктофон, так Вы сможете выговориться. Можно рисовать то, что Вас беспокоит. Найдите удобный для Вас способ работы с Вашими переживаниями.
Анастасия Анастасия написал(а) 8 июня 2021
Здравствуйте! Сыну 14 лет и он впервые влюбился. Девочка учится с ним в одном классе. По моему мнению, она совершенно не подходит ему, излишне современная, очень смелая, даже дерзкая, учится средне, да и семья не совсем хорошая. Когда я начинаю говорить сыну, что это не его вариант, он либо ругается со мной, либо замыкается в себе и не разговаривает. Подскажите, что делать в этой ситуации?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Подростковый возраст – неоднозначный и сложный. Далеко не каждый родитель способен понять и принять тот факт, что ребенок взрослеет и отдаляется, появляется страх потерять казавшуюся неразрывной связь с сыном или дочкой. И здесь главное – не наделать ошибок, которые могут на долгие годы испортить ваши отношения. Особенно важен в этом плане период первой влюбленности подростка. Одним неосторожным словом можно разрушить доверие, а понимание, терпение и поддержка способны еще больше сблизить вас и вашего взрослеющего ребенка. Пугаться чувств, возникших у вашего ребенка, не стоит, рано или поздно это случится. От отношения родителей к чувствам подростка зависит, появятся ли у него комплексы или все пройдет благополучно, и будет ли он во взрослой жизни правильно строить свои отношения.
Прежде всего, постарайтесь приспособиться к изменениям в поведении сына, максимально сдерживайтесь в высказывании своих претензий. Попробуйте склонить его на откровенный разговор, чтобы понять, что его привлекает в избраннице. Только не забывайте, что разговор и нравоучения – это совершенно разные вещи. Если сын категорически не соглашается слушаться ваших советов, не давите. Пусть он поступает по-своему. Человек, ошибаясь, приобретает жизненный опыт. Чем больше вы протестуете, тем больше будет желание вашего взрослеющего чада сделать все наоборот. Постарайтесь если не высказывать свое неодобрение, то хотя бы уважать его выбор. Не нужно, узнав о любви сына, тут же проводить лекцию о вреде ранней половой жизни и опасности венерических болезней.
Родителям нельзя допускать насмешек над чувствами подростка, циничных высказываний о том, что у него будет еще сотня таких любовных историй, категорического запрета встреч и отношений. Любые подшучивания над первым серьезным чувством лишат взаимопонимания с вашим ребенком, который с этого момента перестанет делиться с вами проблемами и важными изменениями в своей жизни. А любые запреты здесь не только бесполезны, но и опасны: они способны лишь разогреть страсть, одновременно порождая ненависть к родителям.
Лучше пригласите его подружку к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть это исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
Какая бы ни была первая любовь вашего ребенка, стоит относиться к ней с пониманием. Обязательно разговаривайте о том, как правильно строить отношения, объясняйте, как следует вести себя в той или иной ситуации. Рассказывайте истории о себе, детям нравится осознавать, что и их родители когда-то тоже влюблялись, страдали, переживали отношения.
Лилия Михайловна Лилия Михайловна написал(а) 13 мая 2021
Здравствуйте, уважаемые психологи! Внук впервые сдает экзамены, очень при этом волнуется. Посоветуйте, как можно помочь ему лучше настроиться на экзамены и при этом избежать стресса.
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте уважаемая Лилия Михайловна! Каждый человек сдавал в своей жизни экзамены и редко кто ждал их с нетерпением. Ведь за этим часто стоит серьезное напряжение, отказ от привычного режима, страх не сдать или сдать не так, как хочешь, повышение тревожности и, как следствие, ухудшение общего психологического и физиологического состояния.
Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание», а в юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно, поэтому экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушение режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса – отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний, но и психологической устойчивости подростка.
Задача взрослых – помочь подростку настроить себя на победу, мобилизовать свои силы и возможности на экзаменах, уменьшить тревожность и беспокойство в стрессовых ситуациях.
Постоянно напоминайте ребенку, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. При подготовке к экзамену, настраивайте его на успех, подкрепляйте уверенность в собственных силах, говоря: «Все будет хорошо, у тебя все получится, ты все вспомнишь. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как тогда ты не сможешь мыслить ясно. Останавливай негативные мысли. Скажи себе «СТОП», как только начнешь паниковать».
Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
Подросток не должен держать все в себе. Необходимо искать поддержку у друзей и родственников и делиться с ними своими проблемами, тем самым значительно снижается тревога перед предстоящим экзаменом.
Подростку нужно поверить в себя. Уверенность в себе приходит от сознания того, что он хорошо подготовился и умеет делать все, что от него требуется. То есть, сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании (повезет – не повезет), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
Нужно смотреть на все в перспективе. Экзамены могут казаться самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.
В период экзаменов сон должен быть не менее 8 часов. Так же важно обеспечить полноценный рацион ребенка, включающий в себя: белки (мясо и особенно рыба, молочные продукты), витамины (свежие овощи и фрукты, зелень, соки). Стресс помогают снять горький шоколад, орехи, бананы.
Уважаемая Лилия Михайловна! Желаю успехов Вашему внуку в сдаче экзаменов, а Вам поменьше волноваться за него.
Карина Карина написал(а) 13 мая 2021
Сыну-школьнику 10 лет. Стал часто врать, хотя раньше за ним этого не замечали. Очень боюсь, что дальше будет только хуже. Как отучить ребенка от вранья?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Уважаемая Карина! Многие семьи сталкиваются с этой проблемой. Для того, чтобы ложь не закрепилась в сознании ребенка, необходимо выяснить причину того, почему он говорит неправду. А причины бывают разные.
• Боязнь сказать правду. Это происходит с ребенком, когда его все время наказывают даже за самые мелкие проступки. Причина может быть и в развитой эмоциональности ребенка. Например, он разбил любимую чашку бабушки. В этом случае он очень боится не самого наказания, а огорчения бабушки, которая так ценила именно эту чашку. Тогда необходимо успокоить ребенка, сказать, что бабушка понимает нечаянность поступка. Если его действие непреднамеренно, нужно найти слова, которые подбодрят ребенка и не дадут возможности в дальнейшем прибегать ко лжи.
• Избегает наказания. Причина вранья наверняка скрывается в авторитарном управлении жизнью ребенка. Родителям необходимо пересмотреть свои воспитательные методы. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка в присутствии посторонних людей и прибегать к физическим наказаниям. Тогда вы рискуете в будущем получить неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой.
• Хочет понравиться. Это качество свойственно детям. Потребность в любви окружающих является одним из ведущих мотивов его действий. Особенно часто к подобным методам прибегают дети, которые подвергаются постоянной родительской критике. В таких случаях родители сомневаются в способностях своих детей и им, в свою очередь, приходится доказывать с помощью лжи, что они лучше, чем о них думают.
• Не хочет нравиться. В этом случае ребенок уже устал доказывать свою самостоятельность и прибегает к другому способу обратить на себя внимание – безобразничает и говорит неправду. Ведь именно плохие поступки сразу бросаются в глаза. Взрослым необходимо признать в ребенке личность, искать вместе компромиссное решение. Тогда ребенок поймет, что его мнение принимают во внимание и не станет показывать свой характер неприглядными способами.
• Уходит от насмешек. Насмешки особенно тяжело воспринимаются ранимыми детьми, ложь становится для них прикрытием. Нужно попытаться поставить себя на место ребенка, тогда придет решение проблемы. Также можно попытаться прекратить насмешки со стороны или максимально их сгладить.
• Неудачи в жизни. Если у ребенка что-то не получается в повседневной жизни, он начинает придумывать себе успехи. Ему кажется, что подобное обладание «подвигами» возвысит его в глазах окружающих.
Что могут сделать родители? В первую очередь родители должны с малых лет учить ребенка быть честным и подавать в этом пример. В некоторых семьях родители сами способствуют тому, чтобы дети научились обманывать (к примеру, когда они просят ребенка ответить по телефону, что якобы дома родителей нет).
Если родители хотят научить ребенка говорить правду, то они сами в первую очередь должны:
• Всегда держать свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить и извинитесь.
• Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было не просто.
• Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него многого, помните: больше правил – больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и ребенок чаще будет прибегать к обману, как к средству избежать наказания.
• Важно отыскать причину, по которой дети обманывают. Наверное, понять то, что ребенок хочет скрыть от вас, куда важнее, чем обман сам по себе.
• Говорите ребенку, что вы его любите даже тогда, когда он врет и что он хороший ребенок, несмотря на то, что обманул.
• Если вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит тут же кричать и ругаться. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. В случае обмана, не делайте вид, что вы поверили, а спокойно объясните ребенку, что он сочиняет и это очевидно.
Наши дети – зеркало действительности, которая, как правило, бывает весьма суровой. Не стоит винить ребенка в том, что он такой, какой есть, лучше направлять его на верный путь и помогать справляться с неудачами при столкновении с реальностью.
Маргарита Маргарита написал(а) 8 апреля 2021
Сыну 7 лет. Подскажите, пожалуйста, должен ли ребенок в этом возрасте помогать родителям по дому, например, делать уборку и как лучше его сподвигнуть к этому.
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте Маргарита!
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у них беззаботное детство, которое дается только раз. Однако, выполняя домашние обязанности, ребенок будет чувствовать себя необходимым своей семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправным членом.

Едва научившись ходить, подражая взрослым, малыш стремится везде навести свой порядок и родителям важно не упустить этот момент. Главное, чтобы энтузиазм юного помощника вовремя подкреплялся нашей похвалой: «Спасибо, мой дорогой! Что бы я без тебя делала?!». Но чаще в ответ на хозяйственную инициативу детей мы говорим совсем другое: «не лезь», «не мешай», «тебе рано», «иди, поиграй». Пройдет всего несколько лет и диалог с ребенком будет иным: «ты должен», «убери», «сколько можно тебе говорить, ведь ты уже взрослый». А теперь уже ребенок не хочет, не убирает, капризничает, плачет, потому что не привык. То, что было когда-то запретным и желанным, стало обязательным и скучным.

Постарайтесь объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому, в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать.

Порядок – это необходимо. Посуда должна быть обязательно чистой, ведь мы каждый день кушаем; одежда должна быть опрятной, мы же ходим в ней на работу и в школу; квартира должна содержаться в порядке, ведь мы здесь проводим большую часть своего времени.
Порядок – это удобно. Ты ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах.
Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей - это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.
Бывает, что мы не успеваем сделать часть работы по дому и здесь важно, как мы просим ребенка о помощи. Это именно просьба, а не требование. Вместо: «ты должен» - «ты не мог бы?» или «мне очень нужна твоя помощь» и т. д.

Если дело касается уборки, то постарайтесь включить ее в режим дня, чтобы она стала такой же привычной процедурой, как мытье рук или поцелуй перед сном. Но не бросайте ребенка один на один с беспорядком, возьмитесь за работу вместе и вы увидите, с какой радостью он будет наводить порядок, мыть, убирать.

Как заинтересовать ребенка выполнением домашних обязанностей:
• Время от времени ребенку можно меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими видами работ. Во-вторых, неплохо на себе испытать, например, часть маминой каждодневной нагрузки.
• Предоставляйте больше возможностей для творчества в домашней работе. Например, вы можете поручить сыну накрыть стол к обеду.
• Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника.
• Для дошкольников и младших школьников можно посоветовать сделать из плотной бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке написать или нарисовать по одному виду домашней работы. Например: мытье посуды, уборка комнаты, покупка продуктов, помощь в приготовлении обеда и т.д. Каждый раз ребенок может выбирать для себя новый лепесток с каким-либо видом деятельности.
Ирина Ирина написал(а) 10 марта 2021
Здравствуйте! Моему сыну 7 лет и меня беспокоит такая проблема. Он совершенно не любит читать книги. Когда я предлагаю ему почитать вместе, у него отговорки – «не хочу», «мне это не нравится». Не идет даже речи о том, чтобы он взял книгу, рассматривал картинки или что-то читал самостоятельно. Я в свое время читала запоем, и мне совершенно непонятно такое отношение к чтению. Я, конечно, понимаю, что сейчас совсем другое время и другое поколение, и больше всего дети любят телевизор. Но как же все-таки привить ребенку любовь к чтению?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Уважаемая Ирина! К сожалению, читающих книги детей становится все меньше. В этом виноваты и появление многочисленных гаджетов, и наш убыстряющийся темп жизни. Часто ли ребенок видит вокруг себя читающих взрослых? Бесполезны наши требования, увещевания или советы взяться за книжку, если мы сами в этот момент готовимся усесться перед телевизором. Не спасет и вид полок в квартире, до потолка уставленных книгами.
Но прививать детям любовь к чтению книг должны именно родители. Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы. Главное, чтобы ребенок видел читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать.
Интересным может стать совместный поход в книжный магазин, причем право выбора надо предоставлять ребенку. При покупке книг для малыша лучше отдавать предпочтение испытанной детской классике. Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит, восхищать, вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.
Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он отказывается читать. Вы же хотите его заинтересовать и приучить к чтению, а не отвратить от этого занятия. Не стоит торговаться – вот сейчас ты прочитаешь страничку, а потом можешь поиграть на компьютере. С таким подходом чтение будет восприниматься, как неинтересное, нудное занятие, с которым надо быстрее разделаться.
Если ребенок читать не любит, но с удовольствием слушает, когда читаете вы, то не отказывайтесь, но прерывайтесь на самом интересном месте. У мамы много дел, а дочитать и узнать, чем все закончилось, он может и сам. Так и говорите: «Все, времени у меня больше нет, если хочешь – дочитай сам». В большинстве случаев именно так и произойдет.
Предложенная ребенку книга должна быть ему интересна. А для этого необходимо знать его увлечения. Даже взрослые без удовольствия читают, когда тема книги им неинтересна. Что уж говорить о детях!
Выбирайте литературу по возрасту. Как заставить ребенка в 7 лет читать классическую литературу? Никак. Не стоит портить настроение ни себе, ни ребенку. Нравятся ему сказки – пусть читает сказки. Все придет со временем. Ваша задача сделать так, чтобы ребенок полюбил читать. Так что пусть читает все, что хочет. Даже если вам не терпится повлиять на его выбор – держите себя в руках. Со временем все изменится.
Соберитесь всей семьей, выберите произведение, которое точно будет интересно ребенку, и читайте вслух. Не заставляйте сына читать вслух, если он этого не хочет. Пусть слушает, обсуждает. Семейные чтения не только помогут заинтересовать ребенка книгами, но и улучшат атмосферу в доме, укрепят связь между детьми и родителями.
Мы выбрали несколько способов, которые помогут привить вашему ребенку любовь к книгам. Но, главное, помнить, что очень важно создать положительный эмоциональный настрой по отношению к чтению и книгам.
Елена Александровна Елена Александровна написал(а) 9 февраля 2021
Сын учится во втором классе. Самое трудное для него – это выучить уроки. Заставить его сесть заниматься просто невозможно – тысяча отговорок, чтобы отложить на попозже. Я, конечно же, понимаю, что мало кто из детей любит учить уроки, но все же как мотивировать ребенка? Надо ли вместе с ним учить уроки, обязательно ли сидеть рядом или пусть все делает самостоятельно?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Здравствуйте Елена Александровна! Проблемы с выполнением домашнего задания встречаются у многих детей. Конечно, не все родители могут каждый день сидеть с ребенком, когда он готовит уроки. Приучать к самостоятельности нужно постепенно. Сначала во время приготовления уроков сидите с ребенком постоянно, затем, только если у него возникают трудности. Заранее договоритесь с ребенком, что он до вашего прихода с работы должен сделать самостоятельно (наиболее легкое и простое), а вы, вернувшись с работы, проверите все сделанное и будете рядом, пока он доделает более сложные задания. Тем не менее, многим детям все же очень сложно без присутствия родителей организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться соблюдать расписание и самостоятельно начать выполнять уроки.
Золотое правило: превратите выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, происходящий в определенный час, в одном и том же месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. Оптимальное время для выполнения домашних заданий – с 15 до 18 часов, длительность занятий может быть разной: у каждого ребенка свой ритм; разным бывает и объем заданий.
Начинайте выполнение уроков с того предмета, который ребенку нравится и который ему легко дается – это придаст уверенности. Если ребенок долго включается в работу, медленно раскачивается, то для разминки предложите ему сделать более легкие задания. Если школьник быстро включается и быстро утомляется, то начинайте с более сложного для него урока. Не принципиально, с устных заданий начинать или с письменных.
Правила совместного выполнения домашних заданий:
• Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Ответственность за их выполнение в любом случае остается на ученике, а не на родителях. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное приготовление уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
• Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, ребенок находится в школе 5-6 часов, а затем его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности!
• Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе. Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Помните, человеку нравится то, что у него получается, даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.
• Ограничьте время на приготовление уроков. Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Старайтесь приучить ребенка не откладывать уроки «на потом».
• Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания. Подобные фразы не стимулируют умственную деятельность ребенка и значительно ухудшают его эмоциональное состояние. Как правило, они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций раздражения.
• Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель – упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки.
• Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа. Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения.
Олеся Олеся написал(а) 25 января 2021
У нас в семье растут двое детей – сын и дочь (почти одногодки). Подскажите, нужно ли к детям предъявлять одинаковые требования или все же в вопросах воспитания следует придерживаться различных подходов к мальчику и девочке?
Ответ от администратора: doto
Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества":

Уважаемая Олеся! Большинство родителей задаются очень важным вопросом, должно ли отличаться воспитание мальчиков и девочек? Обязательно! В любом возрасте мальчики требуют к себе гораздо больше доверия, а девочки ждут больше заботы. Мальчик будет горд, если сможет действовать самостоятельно, поэтому, ему нужно чаще предоставлять возможность добиваться чего-либо без помощи со стороны взрослых, и тогда ребенок постепенно будет обретать уверенность в своих силах, чувствовать свою значимость. Излишняя забота мамы в удовлетворении той или иной потребности мальчика, часто толкуется им, как неверие мамы в его силы и в то, что он сможет что-нибудь сделать сам. Если девочке предоставляют излишнюю самостоятельность, оставляя без опеки, она может истолковать это по-своему: ее отталкивают, не любят, обижают. Мальчик, напротив, часто становится окрыленным от подобного настроя родителей, ведь он чувствует, что они ценят его самостоятельность, верят, что он способен позаботиться о себе сам и сделать все замечательно.
Как в младшем возрасте, так и в школьные годы женское воспитание преобладает, ведь рядом чаще оказываются воспитатели и педагоги женского пола. Невольно дети усваивают женский взгляд на мир, женские жизненные установки. Поэтому, важным человеком в жизни мальчика является отец. Если отец в общении с сыном не скрывает своего раздражения, недовольства или нетерпения, то мальчик начнет испытывать неловкость и неуверенность рядом с ним, а потом и в среде других мальчиков и мужчин.
А будущему мужчине необходимо ощущение успеха, ведущее к росту самооценки и уверенности в себе. Если отец хочет добиться от сына определенных результатов, то в первую очередь, ему нужно «заразить» его делом, привить интерес собственным примером. Совместная деятельность мальчика и отца благотворно сказывается на здоровом личностном росте будущего мужчины.
Неправильно думать, что мальчикам нужно меньше уделять ласки и телесного контакта, подростку будет приятно отцовское похлопывание по плечу. Дети, которые регулярно чувствуют поддержку родителей и постоянные проявления любви, живут с более развитым ощущением внутренней защищенности.
Любая девочка не только подражает маме, но и в какой-то мере повторяет ее путь. Какую линию поведения избирает мать, таким путем пойдет и дочь. Роль матери в воспитании дочери колоссальна, поэтому, когда женщина желает счастья своей дочери – она должна сама стать счастливой, должна стать для нее примером.
Ничего так не сближает, как совместные традиции, сложившиеся годами. Создайте такие традиции, которые будут только у Вас с дочкой. Вы можете, например, раз в месяц вместе ходить в кино, раз в неделю ходить вместе в бассейн или каждое 8 марта проводить день для себя, посещая салон красоты, выезжая в парк, на природу, к бабушке. Найдите то, что будет интересно вам обеим.
Если отец хорошо относится к дочери, то он обеспечивает ей счастливую судьбу. В будущем она будет искать партнера, который станет относиться к ней также с уважением и любовью. Именно от папы девочка должна узнать, что она красива. Это повысит ее самооценку.
Влияние родителей очень важно для детей и не зависит от того, кто растет у вас в семье – мальчик или девочка. Главная задача родителей – дать своим детям любовь, понимание и уважение, чтобы они могли вырасти счастливыми людьми.

 

 

Поделиться