Дистанционный психологический консультационный пункт

психолог онлайн

Дорогие ребята!
Уважаемые родители, педагоги!

Приглашаем Вас на консультации в Дистанционный психологический консультационный пункт.

Консультации проводятся анонимно. Задавайте вопросы, мы на них Вам ответим.

Вы можете получить консультацию по любым интересующим Вас вопросам, связанным с личностными проблемами, проблемами в общении, в учебе, в семье.

Пишите, мы рады Вам помочь! Свои вопросы Вы можете оставить НИЖЕ на этой странице.  Если Вы не хотите открытой публикации ответа на вопрос, отметьте это, ответ будет прислан Вам по электронной почте.

АРХИВ КОНСУЛЬТПУНКТА (2018-июнь 2023)

 

Поделиться

20 ответов к «Дистанционный психологический консультационный пункт»

  1. Здравствуйте, уважаемые психологи! Хочу поделиться своей проблемой. В воспитании нашего сына большую роль играют бабушка и дедушка, т.к. мы с мужем много работаем. Но не всегда наши взгляды на воспитание ребенка (ему 7 лет) сходятся, бывают очень значимые разногласия. И это мы не так делаем, и мальчику мало времени уделяем, постоянные нравоучения и претензии. Ребенок, приходя от бабушки с дедушкой заявляет, что там ему все разрешали, вкусно кормили и выполняли все желания. До громких скандалов дело у нас пока не доходило, но находимся буквально на грани. Вроде бы и отношения портить не хочется, т.к. без их помощи нам будет трудновато справляться, но иногда не хочется даже и обращаться за ней. Подскажите, как лучше поступить?

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Елена! Конечно, к мнению бабушек и дедушек необходимо прислушиваться. Горячая любовь к внукам и теплые чувства, которые она вызывает, очень благотворно сказываются на детях. Но главную роль в воспитании все же должны играть мама и папа, так как именно родители отвечают за всестороннее и гармоничное развитие детей.
      Однако, не смотря на доброе отношение к внукам, бабушки и дедушки нередко оказываются провокаторами разногласий в семье. Воспоминания о своей родительской роли воспринимаются ими несколько идеализированно, что подталкивает их к критике собственных детей. С другой стороны, надо также понимать, что они принадлежат к другому поколению и им бывает достаточно сложно подстроиться под современные тенденции.
      Если Вам кажется, что позиция бабушки и дедушки категорически идет вразрез с Вашей педагогической установкой, если Вы видите, что после общения с ними ребенок капризничает, не слушается, плохо себя ведет, его трудно «собрать», успокоить, значит, их действия неэффективны и идут вразрез с родительской стратегией воспитания, поэтому скорее вредят чаду, чем помогают. В таком случае, лучше по возможности уменьшить влияние бабушки и дедушки на ребенка. Но сделать это надо деликатно и продуманно.
      Важно установить границы и договориться о роли каждого члена семьи. Необходимо убедиться, что бабушка и дедушка понимают, что именно родители принимают решения по воспитанию и что они должны уважать эти решения. Обязательно выстройте общий конструктивный диалог. Общение – это ключевой аспект решения проблем в отношениях. Родители должны выражать свои эмоции и чувства в отношении поведения бабушек и дедушек, но делать это нужно так, чтобы не обвинять и не оскорблять их. Необходимо понимать, что бабушки и дедушки могут испытывать трудности, когда они чувствуют себя не нужными или исключенными из процесса воспитания. Поэтому, важно общаться и находить компромиссы, чтобы удовлетворить интересы каждого члена семьи.
      Учитывать опыт старшего поколения необходимо. Бабушки и дедушки часто имеют больше опыта в воспитании детей и этот опыт Вы можете и должны использовать в свою пользу. Обсуждайте, какие методы воспитания наилучшим образом подходят для Вашего ребенка. Но помните, что именно родители принимают окончательное решение, а бабушки и дедушки предоставляют ценные советы и поддержку. Важно осознавать, что только общими усилиями создается благоприятная атмосфера в семье. Если же Вы видите, что никак не можете прийти к общему соглашению, обратитесь за помощью к семейному психологу.

  2. Здравствуйте, уважаемые психологи! Я воспитываю сына одна, ему сейчас 10 лет. Отец совсем не принимает участия в его воспитании, даже не общается с ним. Очень переживаю, что в неполной семье ребенок вырастет каким-то не таким, ущербным что ли, хотя я сама все свободное время провожу с сыном. Мы вместе куда-то ходим, путешествуем. Хотелось бы вырастить из ребенка настоящего мужчину, чтобы он не чувствовал отсутствия мужского воспитания. Но как это сделать? Посоветуйте пожалуйста.

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Вероника! Роль отца, безусловно, очень важна в жизни любого ребенка. Но в то же время многие женщины растят детей самостоятельно, и у них вырастают прекрасные сыновья – мужественные, целеустремленные, не испытывающие проблем в личной жизни. Поэтому не нужно отчаиваться. Мама, оставшаяся без отца своего ребенка, должна работать в первую очередь над собой, над своими переживаниями. Необходимо отпустить, простить и забыть все обиды, а не пребывать постоянно в своих негативных чувствах. Не в коем случае не нужно забывать о личном счастье и ставить крест на собственной жизни. Любимая работа и увлечения, встречи с подругами и новые романтические отношения – все это поможет чувствовать себя лучше и увереннее, придаст сил и энергии. Сын будет счастлив только тогда, когда счастлива его мама.
      Очень часто одинокие мамы совершают ошибку, когда решают посвятить свою жизнь ребенку, а потом, естественно, ждут от него отдачи. Такие жертвы ребенку совершенно не нужны. Не надо компенсировать любовь отца, окружая мальчика своей заботой круглые сутки. Напротив, надо развивать в нем самостоятельность – одно из главных мужских качеств. Он должен уметь многое: помыть посуду, убрать в квартире, приготовить что-то самое элементарное из еды. При этом не нужно контролировать каждое его движение, а просто доверять ребенку.
      Если мальчика обижают – всегда приходите ему на помощь, потому что ему необходима Ваша поддержка. Так у ребенка сформируется ощущение безопасности, которое поможет ему затем уверенно шагать по жизни. Сама подавайте ему пример преодоления трудностей, рассказывайте о своем личном опыте, показывайте пример целеустремленности и упорства. Не кричите на него и не ругайте в случае каких-либо его ошибок или проступков, а спокойно разберите сложившуюся ситуацию. Чаще хвалите ребенка. Говорите ему: «У тебя все получится!», «Ты со всем справишься!» и т.д. Для мальчика, растущего без отца, это особенно важно. Так Вы укрепляете в нем чувство уверенности и значимости.
      Сын должен знать, что мама – это тоже девочка и о ней нужно заботиться. Хотя многие женщины подчас забывают об этом, потому что жизнь заставляет их быть сильными. Но когда ребенок проявляет по отношению к Вам заботу и внимание – не надо отказываться. Просто позвольте себе быть слабой и искренне выражайте благодарность. Мальчик обязательно должен знать, как оказывать внимание девочке, как за ней ухаживать. Но в то же время не стоит вдаваться в крайности и превращать сына с детских лет в ответственного мужчину, который должен полностью взять на себя заботу о Вас. В дальнейшем, из таких мальчиков чаще всего вырастают мужчины, которые не хотят заводить семью и считают девушек источником проблем и бесконечной ответственности.
      Обязательно следите за тем, чтобы ребенок получал правильную информацию о том, каким должен быть настоящий мужчина. Вместе читайте книги и смотрите фильмы, где четко видны настоящие мужские поступки, которым он должен подражать – быть сильным, смелым, решительным, заботливым, защищать слабых, быть главой семьи.
      Очень хорошо если в жизни Вашего сына будут присутствовать значимые мужчины. Это могут быть дедушка, дядя, крестный, друг семьи. Будет замечательно, если Вы отдадите мальчика в спортивную секцию к хорошему и надежному мужчине-тренеру. Надеемся, что наши советы помогут Вам в решении проблемы.

  3. Здравствуйте! Моему сыну 10 лет, учится в начальной школе. Проблема заключается в следующем. У него совсем нет близких друзей. Да, он общается с ребятами в классе, во дворе, в спортивной школе. Но это совсем не то общение. А я же вижу, что ему так хотелось бы иметь настоящего друга, делиться с ним секретами, вести интересные разговоры. Но пока не складывается. Может проблема заключается в нем самом? Хотя я не нахожу в сыне каких-то явных недостатков. Подскажите, как помочь ребенку?

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Оксана! Отвечая на Ваш вопрос хочу сказать следующее. Не все люди рождаются с интуитивным знанием, как создавать и сохранять близкие эмоциональные связи, поэтому дружбе тоже нужно учиться. В этом, как и во многом другом, детям нужен взрослый, который покажет, подскажет, поделится опытом. Здесь прекрасно работает и собственный пример родителей, когда они при детях общаются со своими друзьями. С чего начинается дружба? Со знакомства, приветствия, улыбки. Дружба завязывается, когда дети заняты вместе чем-то интересным и увлекательным. Для школьников – это прогулки и походы куда-то, обсуждения, занятия по интересам.
      Чем старше ребенок, тем больше его потребность в том, чтобы в отношениях с друзьями была эмоциональная близость, ощущение общности и связи, возможность встретить сопереживание и в свою очередь оказать поддержку, поговорить о том, что волнует. Детям нередко кажется, что с кем свела судьба, тот и друг. Но это не так. Друзей ищут, друзей находят, и мы можем сами решить, подходит нам какой-то человек в качестве друга или нет. Вы можете обсудить с ребенком, какими качествами, на его взгляд, обладает надежный друг. С какими людьми ему хотелось бы дружить? Какой он сам друг? Очень хорошо вместе обсуждать фильмы и мультики, читать книги и истории о дружбе.
      Правом выбирать себе друзей обладает каждый. Поэтому иногда возможны несовпадения: ребенок хочет с кем-то дружить, а с ним – нет. В таком случае не надо говорить ребенку: «не хочет дружить, и не надо, ты себе еще кучу друзей найдешь». Лучше проговорите: «если у вас не сложилось, это не значит, что кто-то из вас плохой». Просто вы не совпали, так бывает. Когда с друзьями не очень складывается, это расстраивает. Сомнения в собственной ценности и ожидание чужой инициативы мешают устанавливать дружеские связи. Поэтому вместо слов «я никому не нравлюсь, со мной никто не хочет дружить» предложите ребенку другой вариант: «я могу быть хорошим другом, умею хранить секреты и придумывать разные интересности и обязательно с кем-нибудь подружусь». Поделитесь с ребенком собственным опытом – как у Вас в детстве складывались отношения со сверстниками, как Вы проживали сложные ситуации, в том числе те, когда Вам не с кем было общаться.
      В дружбе мы учимся очень полезному навыку: понимать, что мы со своими друзьями в чем-то похожи, но у нас и много различий – у каждого могут быть свои потребности, чувства, стремления. И хорошие, надежные отношения складываются только тогда, когда мы признаем эти различия, видим, что мы не одинаковые, и не ждем, что друзья будут во всем с нами соглашаться. Уважение укрепляет дружбу, а «обзывалки», нечестность, стремление командовать и желание намеренно сделать другому больно – разрушают. Объясните ребенку, что от друзей нельзя требовать, чтобы они дружили только с нами, и чтобы уступали нам во всем. Но и нам, в свою очередь, не нужно подчиняться всем желаниям своих друзей и соглашаться на то, что кажется неправильным. В дружбе каждому из нас нужно не только ощущать связь с другим, но и оставаться при этом самим собой. Надеемся, что наши советы помогут Вам в решении проблемы.

  4. Здравствуйте уважаемые психологи! Сыну 8 лет, учится в школе. Успеваемость средняя. И все это не потому, что не выучил уроки, или не понимает предмет, а от того что не внимателен, не сосредоточен, медлителен и рассеян. Домашнее задание делаем по три часа. Очень переживаю, т.к. пока это начальная школа, а что будет дальше не знаю. Подскажите, как можно помочь в данной ситуации.

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Виктория! Отвечая на Ваш вопрос о невнимательности и медлительности ребенка, стоит отметить, что выявление причины – это первоначальная задача. В данной ситуации необходимо исключить проблемы со здоровьем у ребенка. Для этого лучше проконсультироваться со специалистами – неврологом и психологом.
      Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что все само собой пройдет. С рассеянностью и невнимательностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать мальчика, надо просто помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.

      Необходимо соблюдать режим дня, чередовать работу и отдых. В комнате, где ребенок выполняет домашнее задание его ничего не должно отвлекать. Очень важно разнообразить питание ребенка. В еде должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу овощей и фруктов, чтобы вовремя насыщать организм витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга. Полезны ежедневная физическая нагрузка и пребывание на свежем воздухе.

      Что касается выполнения домашнего задания, то не следует бросать ребенка в «самостоятельное плавание». К сожалению, некоторые современные учебники настолько сложны в изложении, что даже взрослые с трудом осиливают материал. Так что участие родителей в учебе ребенка должно стать повседневной и первостепенной задачей. Совершенно не стоит все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.

      Существует также ряд упражнений, направленных на тренировку разных свойств внимания:

      • улучшение концентрации внимания. Основной вариант упражнений — корректурные задания (например, ребенок должен найти и вычеркнуть определенные буквы в тексте). Подобные упражнения способствуют формированию внутренней фиксации внимания. Желательно их проводить ежедневно в течение длительного времени (от 3 месяцев);
      • увеличение объема памяти и внимания. Задания должны быть направлены на формирование запоминания чисел, последовательности расположения определенных предметов, предлагаемых для рассматривания на несколько секунд;
      • тренировка распределения внимания. Главный принцип упражнений: одновременное выполнение нескольких разнонаправленных задач (например, чтение стихотворения и прослушивание аудиозаписи сказки).

      Для развития внимания хорошо использовать специальные игры, программы и приложения. Вы можете найти их в различных источниках. Но на самом деле лучшая тренировка внимания происходит в жизни. Например, предложите ребенку стать ненадолго очень наблюдательным (объявите «режим внимания»). Сначала Вы зададите ему вопрос об окружающем пространстве, на который он должен будет постараться ответить. Через пару минут (постепенно время должно увеличиваться) задайте малышу вопрос о том, что было вокруг Вас, но уже не в поле зрения ребенка.

      Вот какие это могут быть вопросы:

      • Кто стоял перед тобой в очереди?
      • Во что был одет доктор, который с тобой разговаривал?
      • Из чего сделана дверь, в которую мы только что вышли?
      • В какой шапке прошла женщина? и т.д.

      Конечно же вопросы должны соответствовать возрасту и уровню внимания Вашего ребенка. Надеемся, что наши советы помогут Вам в решении проблемы.

  5. Здравствуйте! Хочу поделиться своей проблемой. Сыну школьнику 14 лет и у него совершенно отсутствует интерес к учебе. Домашние задания выполняет только когда начинаешь ругаться и скандалить. Подскажите, как мотивировать подростка учиться?

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Татьяна! Отвечая на Ваш вопрос хочу сказать следующее. Отсутствие интереса к учебе у подростков — серьезная проблема для родителей. Падению мотивации к учебе могут способствовать внешние факторы: первая любовь, увлечение творчеством, конфликты со сверстниками или учителями и многое другое. Нередко интерес даже к любимым предметам исчезает по неустановленной причине — просто потому что подросток не знает, чего хочет от жизни и не имеет определенных целей. Угрозы и скандалы родителей не являются решением проблемы. Самое важное, что нужно сделать взрослым — это выслушать подростка и постараться понять, почему он не хочет учиться. Ошибочно полагать, будто он сразу захочет учиться от угроз и постоянных сравнений с более успешными в учебе сверстниками или испугается катастрофических последствий и в тот же момент сядет за учебники. Поэтому говорить с ним следует спокойно и без лишних отрицательных эмоций. На современного подростка уже не подействуют никакие лозунги. Ему необходимо знать, что принесут знания лично ему. Здесь может подействовать аргумент о расширении собственных представлений об окружающем мире и о людях, которые достигли многого, благодаря образованию.
      Если причина падения интереса заключается в слишком простой и скучной школьной программе или недостаточно хорошем качестве преподавания, то следует подыскать другую школу или репетиторов по предметам. Если школьный предмет не столь важен для выбора будущей профессии, то лучше всего просто смириться и не оказывать давление на подростка. Родителям также следует обратить внимание и на физическое самочувствие ребенка, проверить состояние гормонов щитовидной железы и другие показатели, влияющие на умственную активность. Включение в рацион нужного количества витаминов и минералов способствует улучшению психического и физического состояния подростка и помогает улучшить успеваемость.
      Как правило, потеря интереса к учебе не бывает внезапной. При выяснении ее причин родители должны вести себя мудро и тактично, как взрослые люди. И тогда подростку будет легче доверить им свои переживания по поводу учебы, смысла жизни или любви. Надеемся, что наши советы помогут Вам в решении проблемы.

  6. Здравствуйте! Дочке 10 лет и по семейным обстоятельствам пришлось перевести ее в этом году в новую школу. Класс вроде бы неплохой, но все же девочка пока очень зажата. Как помочь ребенку преодолеть стеснение, возникающее при общении с новым коллективом и педагогами?

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Вера! Отвечая на Ваш вопрос хочу сказать следующее. Оказаться в новом коллективе для ребенка всегда большой стресс. Чем Вы можете ему помочь?

      Создавайте только положительный микроклимат в доме, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно и безопасно после нелегких часов в новой школе. Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь, как у него дела. Рассказывайте истории из собственного детства, связанные с тем, как Вы справлялись с различными трудностями. Таким образом Вы покажете, что все проходят через жизненные невзгоды и всегда с ними справляются. Первое время девочка может страдать из-за недостатка общения, поэтому уделяйте ей как можно больше внимания, вместе куда-то ходите. Сделайте ее жизнь насыщенной. Устройте в новые кружки, чтобы на грусть не оставалось времени. А на занятиях по интересам она быстрее сможет найти новых друзей.

      Помогите ребенку тщательно распланировать свой день, чтобы он хорошо высыпался, успевал делать уроки и отдыхать. В сложный период адаптации ему нужно больше сил, чтобы справляться с трудностями. Не выспавшийся человек вряд ли сможет быть активным и хорошо заниматься в школе. Каждый день оказывайте ребенку поддержку: хвалите за малейшие успехи, внушайте веру в себя. Будьте девочке другом, потому что других друзей у нее в школе пока нет. При этом необязательно наседать на нее с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.
      Проведите беседу, в которой подскажите дочери, как правильно себя вести с одноклассниками:
      • Не старайся понравиться, выдавая себя за того, кем ты на самом деле не являешься. Общайся только с теми, кто тебе действительно интересен, не нужно тратить свое время на показную дружбу.
      • Будь дружелюбной и искренней, чаще улыбайся и старайся поддержать беседу с новыми одноклассниками. Открытые люди всегда привлекают к себе внимание, а замкнутым и необщительным гораздо сложнее завоевать доверие и завязать дружбу.
      • Чувствуй уверенность в себе. У тебя есть большое количество достоинств, которыми ты должна гордиться, поэтому нет никакой причины стесняться и быть зажатой.
      • Не прекращай общение с бывшими одноклассниками и друзьями из старой школы. Именно эти люди помогут тебе справиться с некоторыми сложностями, которые могут возникнуть в первое время. Ты сможешь пообщаться с ними, рассказать о новой школе, а они посвятят тебя в происходящее в старом учебном заведении.
      • Наблюдай за сверстниками, за их поведением. Они могут стараться вести себя так, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле, поэтому не спеши делать выводы.
      • Обладай чувством собственного достоинства, не позволяй грубо и неуважительно с собой обходиться. Лидер захочет испытать тебя, но ты не должна поддаваться не провокации. Имей личное мнение, но и не пререкайся с одноклассниками попусту.
      • Не бойся тех перемен, которые с тобой происходят. Перемены всегда ведут к лучшему. В новой школе у тебя есть возможность по-новому проявить себя и завоевать еще большее уважение, чем в старом месте учебы.

      Адаптационный период в новой школе может пройти гладко только при условии активной поддержки родителей. Помните, что психологическое состояние Вашего ребенка зависит только от Вас – обязательно помогите ему.

  7. Здравствуйте! У меня проблема с сыном, ему … года. Предполагаем, что он игрок, время от времени у него образуются очень большие долги. Берет займы в микрофинансовых организациях онлайн, через несколько месяцев нарастают проценты, и когда совсем прижмет приходится выплачивать задолженность, суммы довольно приличные, брали кредит на 1 млн. В последний раз он продал свою машину для расчета с кредиторами. Ощущение что он находится в депрессии, отказался от учебы в вузе, ничем не занимается, ничего не интересно, день прошел и ладно. Работает бульдозеристом на разрезе. Кредит, который я взяла на себя, он выплачивает. Мы с мужем в разводе, но проблему сына решаем вместе. И разговаривали, и убеждали, что по итогу он плохо кончит, что все в долгах, денег взять больше негде. Предлагали обратиться к психологу, он от всего отказывается и молчит, ничего добиться не можем. Это страшно, не знаем куда уходят деньги и повторится ли ситуация. Спасибо!

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Н…! Игромания является заболеванием, таким же как наркомания или алкоголизм. Действительно, игроманы берут кредиты, которые превышают их финансовые возможности. Пытаясь погасить предыдущие долги, берут новые кредиты под большой процент, порою неправильно используют микрофинансовые инструменты кредитования. Сталкиваясь с проигрышем, игроман погружается в сильное чувство вины. Отсюда различные психические расстройства, в том числе депрессия. На него, как снежная лавина, скатывается весь ком накопившихся проблем. Кредитное бремя вместе с негативными эмоциями и внутренней патологической убежденностью, что достаточно достать совсем немного денег, чтобы отыграться, могут толкать человека на криминальные поступки: от воровства до убийства. Нередко игроманы заканчивают жизнь суицидом.
      Самостоятельно справиться с данной зависимостью весьма трудно. Здесь очень важна поддержка близких. Вы не должны скрывать или отрицать существование проблемы от себя, семьи или других людей. Надо стучаться во все «двери», где Вам смогут помочь. Основным методом лечения игромании является психотерапия. Ее результаты зависят в первую очередь от того, насколько сильно желание пациента избавиться от зависимости. Чем упорнее он работает над собой, тем выше шансы на выздоровление. Вам обязательно надо убедить сына обратиться к специалисту. С 2002 года в пригороде Тамбова успешно действует Центр реабилитации для зависимых «Мост» (программный директор Дмитрий Полухтин). «Мост» – это место, где объединяются усилия, желания, опыт всех: выздоравливающих зависимых, врачей, психологов, консультантов, имеющих личный опыт выздоровления, социальных работников, священников, родителей. С личными вопросами к специалистам Центра «Мост» можно обратиться по телефону 8(906)659-45-84. В нашем городе лечением игромании занимаются также в ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница». Телефоны экстренной психологической помощи 8(4752)45-44-11 и бесплатный телефон доверия 8-800-100-45-84.

  8. Сыну 20 лет, студент. Живёт отдельно в другом городе, один. Не можем найти общий язык, проявляет агрессию (ругается, угрожает суицидом). Недоволен своим внешним видом (лицо, рост), вспоминает детские и подростковые обиды, комплексует. Предлагали обратиться к психологу, психотерапевту. Не соглашается. Как нам быть?

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Азат! Все те негативные явления, которые происходят с Вашим сыном мы традиционно относим к переходному подростковому возрасту. Но не всегда он заканчивается в 18 лет. Некоторые юноши и девушки и после совершеннолетия показывают психологическую незрелость, что проявляется в их поступках.
      Скорее всего, такое состояние у молодого человека связано с определенными трудностями в личной жизни. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях с девушками (отсюда недовольство внешним видом), либо не складываются отношения со сверстниками. Возможно его высмеивают или им пренебрегают, и парень действительно переживает душевную драму. Так как он живет в другом городе, Вы можете не знать подробностей его жизни. А он просто не справляется со своими эмоциями и поэтому изливает весь негатив на родителей.
      Пожалуйста, отнеситесь серьезно к угрозам суицида. Это не просто слова, сказанные в запальчивости и способ обратить на себя внимание. Возможно, это крик о помощи и показ родителям всей важности своих проблем. Попробуйте поговорить с сыном в спокойной обстановке и в доверительном тоне. Спросите, что с ним происходит и как Вы можете ему помочь. Расскажите, что Вы чувствуете и как переживаете за него. Так как юноша живет в другом городе, не выходите из контакта, чаще звоните ему, не оставляйте наедине с эмоциями, которые его переполняют.
      Объясните сыну, что не всегда мы можем самостоятельно справляться со своими проблемами и совершенно нормально просить помощи в таких ситуациях у специалистов. Если он все же отказывается от личной встречи с психологом, посоветуйте ему использовать другие доступные ресурсы. В каждом городе есть телефон доверия, где можно анонимно поговорить на волнующую тему и поделиться переживаниями. Также можно проконсультироваться у психолога дистанционно.

  9. Здравствуйте! Благополучная семья, двое детей, но отец стал проявлять насилие над матерью, свидетелями которого стали дети. Старший сын возненавидел отца, возвращаться домой не хочет. Пытались жить отдельно, но отец забрал жену с детьми домой. Мать простила, говорит боюсь одиночества, материальных проблем и прочее. Дала шанс. Детям нравится жить с мамой, где нет папы. Но мама решила иначе. Помогите с советом, что делать. Как успокоить старшего сына, как убедить его, дать папе второй шанс. Заранее спасибо.

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Зарина! К сожалению, акты проявления насилия в семье не единичны. Они наносят непоправимый ущерб как матери, так и детям. Как правило, женщины, подвергающиеся домашнему насилию, испытывают постоянную тревогу и страх за свою жизнь и безопасность, чувствуют себя неполноценными и неправильными, их самооценка падает. Дети, которые становятся свидетелями насилия, получают огромную психологическую травму. Если это маленький ребенок, у него возникают страхи, эмоциональные переживания, на этом фоне часто проявляются заикание и энурез. В подростковом возрасте у детей чаще возникает негативно-протестная реакция на поведение отца. Подросток в буквальном смысле «восстает» против насилия отца по отношению к матери. Многие женщины считают, что с возрастом детские воспоминания о насилии перестанут беспокоить. Но это не так — они обязательно проявятся во взрослой жизни. Главное последствие — это невозможность выстроить здоровые и гармоничные личные отношения в будущем.
      Часто женщины все же пытаются сохранить семью, думая, что лучше «такой» отец, чем его отсутствие. Многие боятся материальных проблем или остаться в одиночестве. Но если мужчина неоднократно проявлял насилие по отношению к жене, нужно забирать детей и уходить, так как постоянно жить в страхе невозможно.
      В Вашей ситуации женщина все же решила возобновить отношения с мужем. Возможно мужчина осознал ценность семьи, переосмыслил прошлое и хочет все начать с чистого листа. Но нужен адаптационный период, за который ему нужно доказать, что его отношение к жене коренным образом изменилось. Наиболее приемлемым вариантом было бы женщине пожить вместе с детьми отдельно от мужа (тем более, что старший сын не хочет возвращаться к отцу). Оставлять мальчика вне семьи в подростковом возрасте ни в коем случае нельзя. Душевные переживания могут привести его в плохую компанию, к употреблению психоактивных веществ, вплоть до суицида. Поэтому есть риск потерять ребенка. Пусть дети находятся в безопасном месте, а папа приходит и постепенно положительными поступками завоевывает расположение детей. Требуется время, а самое главное, желание отца вернуть семью. Детская психика пластична и даже если отношения с отцом были разрушены, их возможно наладить, если мужчина изменит свое поведение.

      Уважаемая Зарина! Мы можем дать лишь общие рекомендации, так как не знаем подробностей конфликта. Рекомендуем обязательно обратиться к психологу, где возможно, как семейное консультирование (мама + папа), так и отдельно работа с мальчиком.

      На базе нашего Центра работает консультационный пункт помощи родителям, где анонимно можно получить квалифицированную помощь психолога: г. Тамбов, ул. Подвойского 6; запись по телефону 56-25-29.

  10. Здравствуйте! Очень переживаю за сына! Ему 13 лет, и он ничего не хочет делать. Просишь помочь по дому, почитать книги, заданные на лето, сходить в магазин, погулять с собакой, вообще заняться чем-либо – все бесполезно. Любимое занятие – это сидеть в телефоне и ничего не делать, не видеть и не слышать. Что предпринять в этой ситуации?

    1. Отвечает Василенко Е.С., педагог-психолог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»:

      Здравствуйте, Наталья! Ваш ребенок вступил в самый сложный возраст – подростковый. В этот период происходит сильнейшая внутренняя работа, идет процесс отделения ребенка от родителей и формирование своей собственной системы ценностей. А это требует достаточно много сил и времени. Подросток задает себе вопросы: «Кто я?», «Для чего я?», «Что я люблю?», «Что мне нравится или не нравится?». Так называемая «подростковая лень» явление вполне типичное и с точки зрения физиологии. От нее страдают практически все подростки, даже отличники. Но у отличников более развит волевой компонент, поэтому у них это не так заметно. В этот период уровень дофамина в организме подростка значительно ниже, чем у взрослых. Но если он выделяется, то сразу «феерично», к примеру, от сильных ярких впечатлений (общение в соцсетях, компьютерные игры и т.д.). В том числе и по этой причине подростков так сложно вытянуть из телефона и занять банальными делами.
      Тем не менее не стоит в этот период давить на ребенка, кричать и ругаться – это вызовет только агрессию. Постарайтесь больше общаться с сыном, слушайте его, знакомьтесь с его желаниями, вкусами и мечтами. Хорошо, если у вас появится какое-то общее дело или увлечение.
      Бывает так, что «ничегонеделание» может быть вызвано проблемами в той или иной сфере (неудачи в школе, конфликты с друзьями). Постарайтесь тактично поговорить с сыном о проблеме (если она, конечно, есть), предложите свою помощь, вместе придумайте разные пути решения сложившейся ситуации. Всегда помните об одобрении. Если подросток не отличается самостоятельностью, но в какой-то момент принимает собственное решение, обязательно хвалите и одобряйте этот поступок. Ощущение собственной значимости, радость родителей – все это смотивирует его на активную деятельность. Вообще не стоит скупиться на приятные слова. Пусть даже результат будет незначительным, но ведь ребенок проделал много работы, приложил массу усилий, проявил волю, в конце концов.
      Самая лучшая мотивация для ребенка – это положительный пример родителей. Подумайте, возможно Вы сама много времени проводите с телефоном, вместо того, чтобы читать книгу, заниматься спортом или какой-либо другой полезной деятельностью. Но вместе с тем продолжаете ругать своего сына за то, что он зависает в телефоне и даже не смотрит на книжные полки. Не стоит предлагать ребенку то, чем Вы сама не готовы заниматься.
      Даже если ребенок ничего не хочет делать, не стоит отчаиваться. Пообщайтесь с ним, узнайте, что действительно ему интересно, попробуйте его расшевелить. Возможно, его желания просто не совпадают с Вашим представлением о том, что ему нужно делать. Постарайтесь найти способы мотивации, подходящие именно для вашей ситуации. При этом не забывайте уважать интересы, желания, стремления сына. Если же ничего не помогает, попробуйте проконсультироваться у квалифицированного психолога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *