Система работы с одаренными детьми в рамках научного общества учащихся «Совенок» МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска

«Научное общество учащихся в современном образовательном пространстве»

Материалы областного Интернет-семинара

щелкните по ссылке для перехода к списку докладов

Сведения об авторе:

Ушакова Ольга Валерьевна,
учитель химии МБОУ СОШ № 2
г. Мичуринска Тамбовской области

Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия,
чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое,
выражать собственные мысли, принимать решения и
помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Человек может прожить всю жизнь, не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. К сожалению, в нашей стране до 80% «неспособных» детей обижены не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали «в тернии».

Детей обычно не тревожат мысли о прошлом и о будущем. То, что происходит сейчас, сегодня, — вот предмет их радости и огорчений. И чтобы радости от познания мира и себя, от ощущения собственных возможностей и успешности познания было больше, нужно помочь ребенку реализовать все то, что дают дошкольные годы для развития детской одаренности. Чтобы ростки дарований не погибли, не ослабли важно вовремя их заметить и поддержать.

Еще в 1999 году, когда проблема развития детской одаренности не стояла так остро, как в настоящее время, в условиях модернизации российского образования, мы с коллегами пришли к выводу, что наиболее удобной и перспективной формой работы по формированию творческой активности школьников является научное общество учащихся школы. Оно имеет ряд преимуществ перед работой отдельных педагогов:

— Это психолого-педагогическое диагностирование творческих школьников: раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, осуществляемое школьным психологом.

— Активное использование внешней мотивации (успешный опыт других обучающихся) для вовлечения широкого круга школьников в исследовательскую, творческую деятельность.

— Проведение исследований, имеющих практическое значение или теоретическое обобщение какой-либо известной теории учебных курсов.

— Приобретение обучающимися теоретического опыта создания «научной» работы средствами специализированных занятий в системе дополнительного образования.

— Формирование коммуникативной компетенции средствами диалога, полилога в ходе работы в группах, публичных выступлений обучающихся.

— Использование результатов творческой работы воспитанников для пропаганды достижений науки, техники, литературы, искусства в рамках образовательной деятельности школы.

— Обмен практическим опытом с более младшими коллегами — членами НОУ.

— Рефлексия работы на Конференциях, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях, средствах СМИ, Интернет-ресурсах и в школьных печатных изданиях.

— И, наконец, более широкий охват учебной аудитории.

В рамках НОУ может функционировать разное количество секций, в зависимости от интересов учеников и заинтересованности педагогов. В научном обществе МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска работает четыре основных направления: физико-математическое, гуманитарное, лингвистическое и естественнонаучное. На протяжении последних четырех лет успешно осуществляет работу секция начальных классов, в задачи которой входит формирование навыков работы младших школьников с литературными источниками, освоение методики наблюдения, анкетирования.

В рамках НОУ используются следующие формы работы:
— индивидуальные и групповые занятия творческих групп по планам научных руководителей;
— консультационные часы и дни (по графику);
— семинары (1 раз в месяц);
— проведение научно-практической конференции НОУ (2 раза в год);
— выпуск школьной газеты и Интернет-газеты «Скрепка» (ежемесячно);
— участие в конференциях и конкурсах различных направлений и разных уровней.

Рассмотрим более подробно каждую из названных форм работы.

Теоретической базой для построения работы научного общества служат занятия кружка «Юные исследователи». В отличие от существующих программ, данная программа нацелена не только на расширение знаний школьников по таким дисциплинам как химия, биология, экология, информатика и ИКТ, но и на привитие обучающимся навыков исследовательской деятельности (постановка и проведение эксперимента, наблюдение, работа с научной и методической литературой, умение обобщать и систематизировать полученные результаты и т. д.).

Занятия кружка (семинары) проводятся 1 раз в месяц разными специалистами: библиотекарем, педагогом-психологом, учителем информатики и ИКТ, учителями-предметниками (химии, литературы, биологии и др.).

В рамках кружка осуществляются экскурсии в научные лаборатории ВУЗов и НИИ города, занятия со специалистами данных учреждений.

Приобретенные на занятиях дополнительного образования навыки воспитанники НОУ оттачивают с индивидуальными руководителями при работе над исследовательскими и творческими проектами (работами). Подобная деятельность может осуществляться как в индивидуальном порядке, так и в групповой форме, в зависимости от темы, глубины и направленности рассматриваемых проблем и стадии их изучения.

Например, на этапе поиска проблемы, постановки цели, задач исследования, формулирования гипотезы и построения плана работы возможно объединение обучающихся в группы со схожими направлениями работы: проведение химического анализа водного объекта, экология пришкольного участка и т.д. В полемике рождаются интересные идеи, каждая работа в результате обогащается. То же самое происходит на этапе подготовки презентации результатов, обработки полученных данных.

Однако выполнять само исследование, применяя определенные методы, необходимо в индивидуальном порядке или в паре, в зависимости от требований того или иного конкурса, в котором будет участвовать данная работа и от объема самой работы. Например, Интернет-проект «Красная книга растений и животных Мичуринского района Тамбовской области» был объемным по своему содержанию и направлениям исследования, поэтому он реализовывался парой старшеклассниц. А исследовательская работа, в ходе которой рассматривалась зависимость скорости диффузии от молекулярной массы некоторых веществ, была создана индивидуально ученицей 7 класса.

Именно на стадии проведения исследования и оформления его результатов воспитанникам требуются индивидуальные консультации, которые проводятся педагогами не только при непосредственном общении, но и дистанционно посредством программы Skype, электронной почты, электронных дневников.

В последнее время наибольшей популярностью среди воспитанников нашего НОУ пользуется синтезированная работа учителей-предметников, которая имеет ряд преимуществ перед индивидуальным кураторством. Во-первых, она удовлетворяет интересы обучающихся в нескольких областях науки, во-вторых, обладает обогащенным содержанием передаваемой когнитивной и компетентностной информации (в соответствие с областями преподаваемых дисциплин) и, как правило, приводит к повышению результативности творческой деятельности.

Примером могут служить такая работа как «История Троицкого мужского монастыря г. Мичуринска», которая реализовывалась под руководством учителя истории, информатики, осуществлявшего обучение школьников созданию мультимедийной презентации, и учителя химии, под руководством которого проводился химический анализ образца воды святого источника данного монастыря.

О результатах своей работы школьники рассказывают на традиционных Конференциях НОУ: научно-практической, проводимой в мае каждого года, и установочной (в октябре — ноябре). В ходе Конференций подводятся итоги работы научного общества за год, планируются основные направления на следующий сезон, награждаются наиболее результативные воспитанники.

О текущих событиях жизни НОУ «Совенок», промежуточных результатах исследований, достижениях воспитанников создаются публикации в печатной и электронной газете «Скрепка». Печатные издания вывешиваются на доске объявлений школы, а электронные доступны всем пользователям Интернет по адресу: gaseta-school2.blogspot.ru

Наиболее удачные по тематике, содержанию и оформлению работы представляются на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня: «Путь в науку», «Первые шаги в науку», «Я и Земля», «Зеленая планета», «Юность. Наука. Культура» и др.
За последние три года резко выросло число участников и призеров подобных конкурсов, что связано, на наш взгляд, с увеличением числа самих конкурсов, ставших традиционными, и росту качества подготовки исследовательских и творческих работ воспитанников НОУ.

Кроме того, школьники, занимающиеся в научном обществе несколько лет, сформировали достаточный уровень исследовательских навыков, нашли свое творческое направление и предлагают работы не только грамотные, но и интересные, креативные.
Вся система работы научного общества учащихся «Совенок» МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска дает положительные результаты, которые выражаются как в росте числа участников и призеров конференций и конкурсов, так и в положительной динамике самих воспитанников, что служит залогом будущих открытий и побед.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *