Школьники Тамбовской области – участники программы «Большие вызовы» в Образовательном Центре «Сириус» (г. Сочи) приступили к работе

1 июля в Образовательном Центре «Сириус» стартовала научно-технологическая образовательная программа «Большие вызовы – 2019» для финалистов одноименного конкурса. Главная цель программы в том, чтобы включить одаренных школьников 8-10 классов в работу с инновационными технологиями. Более 400 школьников приступили к решениям кейсов по актуальным научно-исследовательским задачам: от больших данных, искусственного интеллекта, генетики, нано- и космических технологий до когнитивных исследований, биотехнологий, освоения Арктики и Мирового океана. Всего – 12 актуальных тематических направлений, каждое из которых состоит из 4-7 проектов.

Семь школьников Тамбовской области по итогам заключительного отборочного этапа Всероссийского конкурса стали участниками июльской программы по четырём направлениям:

«Агропромышленные и биотехнологии» (Самсонова Мария – учащаяся МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А. Рябова» г. Тамбова);

«Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность» (Жаботинский Кирилл, Шелковников Дмитрий, Герасимов Илья – учащиеся МАОУ «Лицей №14 имени заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» г. Тамбова; Колесникова Ксения – учащаяся МАОУ «Лицей №6» г. Тамбова);

«Умный город» (Губарева Юлиана – учащаяся МАОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска);

«Когнитивные исследования» (Сафонова Арина – учащаяся МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» г. Тамбова).

Проекты, предложенные для разработки учащимся, делятся на три категории:

  1. Проекты компаний-партнеров. Задачи этого типа подразумевают освоение существующей технологической базы в течение первой половины программы, а затем – разработку решения в достаточно узкой области, обеспечивающей тем не менее результат, интересный для дальнейшей проработки и обладающий перспективой внедрения, что позволяет включить партнера в сопровождение выпускника после программы.
  2. Инновационная разработка. Задачи этого типа предусматривают решение новой задачи, чаще всего лишь недавно вставшей перед наукой и индустрией. Задачи этого типа обычно имеют межпредметный характер и требуют включения в проектную команду участников разного профиля.
  3. Научное исследование. Участники проекта включаются в проведение небольшого фрагмента исследования по теме, прорабатываемой научным коллективом, поставившим задачу. Участники получают возможность самостоятельно пройти полный цикл исследований в силу того, что погружаются в ход большого исследования, выдвигают и проверяют свою гипотезу в этой рамке.

Принципы выбора направлений и тематик:

  1. Передовые технологические направления (стратегия научно-технического развития Российской Федерации, цифровая экономика, генетика, нацпроекты).
  2. Актуальность в среде реализации.
  3. Доступные научные и технологические ресурсы.

Таким образом, тематика проектов – это самые актуальные проблемы действительности, решение которых сделает жизнь каждого из нас комфортнее и безопаснее.

Темы проектов направления «Агропромышленные и биотехнологии»:

  1. Изучение адаптивного потенциала и генетической структуры популяций редких и исчезающих видов растений.
  2. Разработка системы генотипирования полиморфных вариантов генов, ассоциированных со свойствами молока крупного рогатого скота.
  3. Расшифровка генома дикорастущего предка культурного винограда методом секвенирования на нанопорах.
  4. Первые шаги в изучении генома борщевика.
  5. Стрессы против растений: предсказание генов устойчивости к абиотическим стрессам сельскохозяйственных видов растений методами системной биологии.
  6. Получение home-made фермента для молекулярно-генетических работ.

Все проекты так или иначе связаны с сельским хозяйством. Например, одна из групп разработает тест-систему, с помощью которой будут выявлять маркеры, связанные с высокой молочной продуктивностью, в дальнейшем систему можно будет использовать в племенных хозяйствах для селекционного отбора.

Другие школьники займутся расшифровкой генома борщевика и попробуют разработать эффективные методы борьбы с ним. Сегодня распространение борщевика на территории России становится настоящим бедствием.

Юные ученые попытаются решить некоторые проблемы плохой урожайности: займутся поиском и описанием генов растений, отвечающих за их устойчивость к засухе и холоду. А также изучат адаптивный потенциал и генетическую структуру популяций редких и исчезающих видов растений.

Тематика проектов направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность» также разнообразна, сложна и интересна:

  1. Автоматизация распределения встреч между представителями в Тинькофф.
  2. Расследование компьютерных инцидентов и основные направления обеспечения кибербезопасности в организации кредитно-финансовой сферы.
  3. Квантовая криптография.
  4. Анализ двугранных углов радикалов аминокислот в протяженных белках.
  5. Современные численные методы оптимизации.
  6. Автоматизация создания алгоритмов динамического и устойчивого движения роботов с помощью обучения с подкреплением.
  7. Генеративный перенос стиля.

На проектной программе данного направления подростки разработают веб-приложение для организаций кредитно-финансовой сферы, которое будет выявлять и отслеживать домены и сайты мошеннических ресурсов в Интернете.

Другой группе предстоит разработать систему для автоматического обучения ходьбе роботов различной конфигурации: чтобы они могли следовать в направлении заданного вектора, преодолевать неровные поверхности и справляться с неисправными конечностями.

Темы проектов направления «Умный город»:

  1. Комплексный анализ городских территорий, основанный на методе онтологического проектирования базы знаний.
  2. Создание сервиса по текстовому подбору организаций.
  3. Согласованный программный интерфейс умного города.
  4. Беспроводные датчики контроля температуры.
  5. Тепловая карта на основе мониторинга социальных сетей и СМИ.

Научить компьютер и нейронные сети работать на человека, помогать в образовании, здравоохранении, создать максимально удобную доступную среду для жителя современного города – главная задача проектов, над которыми работают школьники в рамках направления.

Как, например, ориентироваться среди большого количества учебных материалов, которые сегодня появляются в интернете? Одна из команд разработает рекомендательный сервис, который поможет школьникам находить наиболее полезные и подходящие пособия.

Юные учёные занимаются и более глобальными проблемами: разрабатывают тепловую карту, которая на основе мониторинга социальных сетей и СМИ поможет российским компаниям найти новые точки сбыта своей продукции – как в России, так и за рубежом. Ещё один проект – программный интерфейс, где будут храниться данные, производимые городами.

Направление «Когнитивные исследования» включает в себя знакомство с механизмами познания в широком смысле: естественными мыслительными процессами у человека и животных, моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта. Темы проектов связаны с лингвистикой, психологией и нейрофизиологией:

  1. Разработка технологии выстраивания сетей коммуникации в цифровом пространстве.
  2. Психологические интервенции по снижению математической тревожности.
  3. Иллюзии восприятия: как попасть в мишень неопределенного размера? (научно-исследовательский).
  4. Творческие способности человека и их значение для математических достижений.
  5. Диалоговые интерфейсы как инструмент сбора и анализа больших данных для выявления личностных предикторов депрессии.

В образовательную программу «Большие вызовы» помимо проектной деятельности для школьников включены:

лекции ведущих специалистов отечественных компаний, ученых мирового уровня и экспертов по тематике проектов программы;

профильные модули;

культурная и досуговая программа, работа клубов.

Образовательная программа «Большие вызовы» закончится
24 июля. Участие в программе позволит талантливым детям получить компетенции, которые помогут в дальнейшем выбрать сферу для профессиональной деятельности. Завершатся «Большие вызовы – 2019» фестивалем созданных проектов.

 

Поделиться