Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

кп

 

 


Ответы на вопросы по следующим темам:

  • направленности и направления дополнительного образования детей: какими документами руководствоваться и как грамотно определить направленность/направление будущей дополнительной общеобразовательной программы;
  • разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, в том числе разноуровневой, модульной, реализуемой в дистанционной и сетевой форме;
  • методы обучения и воспитания в практике педагога дополнительного образования;
  • педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей;
  • формы аттестации (контроля) обучающихся в дополнительном образовании;
  • предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах;
  • требования к учебно-методическому комплексу.

 

  • Компетентный педагог. Тема 3
Expand All | Collapse All
  • 1. Просим оказать консультационную помощь по следующему вопросу. Какими нормативно-правовыми документами необходимо руководствоваться при разработке дополнительных общеобразовательных программ? Ольга Н., педагог дополнительного образования, г. Тамбов
     

    Уважаемая Ольга!

    При разработке дополнительных общеобразовательных программ необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами и актами:

    Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

    приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

    методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»);

    а также иными нормативными и распорядительными актами образовательной организации.

    В случае разработки программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий, к указанному перечню следует добавить:

    Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

    приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

    постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

    В случае разработки программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к основному перечню документов следует добавить:

    приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

    постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

    письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г.
    № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

     

    Was this answer helpful ? Yes / No
    Viewed 306 Times
  • 2. Помогите разобраться в терминах «учащиеся» и «обучающиеся». В чем разница этих терминов? Как правильно называть детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам? Иванова Наталья
     
    Уважаемая Наталья!
    Этот вопрос очень актуален особенно на этапе разработки и написания дополнительной общеобразовательной программы, требующей использования правильной терминологии.
    В соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (гл. 4, ст.33, п. 1) к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
    воспитанники;
    учащиеся;
    студенты (курсанты);
    аспиранты;
    адъюнкты;
    ординаторы;
    ассистенты-стажеры;
    слушатели;
    экстерны.
    Учащимися являются лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (гл. 4, ст. 33, п. 1, п.п. 2).
    Таким образом, лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, правильно называть учащимися.
    Понятие «обучающийся» является собирательным термином и его лучше использовать в тех случаях, когда имеются в виду не только учащиеся, но и, например, студенты, воспитанники и т.п.
    Was this answer helpful ? Yes / No
    Viewed 9833 Times
  • 3. С сентября 2020 года собираюсь начать реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса оригами» для младших школьников. Направленность программы я определила как художественную, но коллега меня убеждает, что я не права, и направленность программы должна быть технической, так как оригами можно отнести к моделированию. Помогите разобраться, кто же все-таки прав? Надежда Петровна С., педагог дополнительного образования
     

    Уважаемая Надежда Петровна! Единый национальный портал дополнительного образования дает подробную раскладку направлений в рамках каждой направленности ДОД: https://dop.edu.ru/directions.

    Если говорить в целом, не погружаясь в детали, то можно утверждать, что вид деятельности «Оригами» относится к направлению «Изо и декоративно-прикладное творчество» художественной направленности (https://dop.edu.ru/directions/art). А в техническую направленность входят совершенно иные направления, касающиеся развития детского технического творчества (https://dop.edu.ru/directions/tech).

    Вместе с тем, существуют дополнительные общеобразовательные программы, по своему содержанию находящиеся на стыке направленностей. И Ваша программа – яркое тому доказательство.

    В данном случае необходимо смотреть на цель и содержание программы. Если целью и основным содержанием программы «Чудеса оригами» является, например, развитие у учащихся конструкторских, технических навыков средствами моделирования из бумаги, то программу отнесем к технической направленности. К художественной – в том случае, если целью и основным содержанием программы является, например, изучение определенных видов искусств (в данном случае оригами), развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся.

    Если в Вашей программе присутствует и одно и другое, то отталкиваться следует от количества часов, отведенных на художественную и техническую направленность.
    На титульном листе программы Вы укажете ту направленность, на которую отводится больше часов. А в пояснительной записке дадите разъяснение, что программа интегрированная, уточнив какие направленности она объединяет.

     

     

    Was this answer helpful ? Yes / No
    Viewed 195 Times
  • 4. Я реализую дополнительную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности в школе. С сентября на эту программу собирается записаться ребенок с ОВЗ. Соответственно, мне нужно будет разработать адаптированную дополнительную программу на основе имеющейся. Подскажите, пожалуйста, на что стоит обратить внимание при разработке такой программы, чтобы избежать ошибок? Ольга Сергеевна, педагог допобразования
     

    Уважаемая Ольга Сергеевна! На прошедшей 19 августа 2020 года консультационной сессии «Программно-методическое обеспечение дополнительного образования: современные требования и технология разработки» в рамках августовского образовательного форума руководящих и педагогических работников Тамбовской области, сотрудником нашего Центра, заведующим структурным подразделением «УникУМ» Чернышовой Еленой Юрьевной, как раз затрагивалась тема «Типичные ошибки при разработке и оформлении адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

    Видео ее выступления с подробными комментариями Вы можете посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=k5Y9XS-dnvU (с 32 минуты), а саму презентацию найти здесь – https://yadi.sk/i/X3io7E-1jQjUVQ.

    Надеемся, что материалы окажутся Вам полезными. Если возникнут еще какие-либо вопросы, касаемые особенностей разработки адаптированных дополнительных программ, можете позвонить Елене Юрьевне по телефону: 8 (4752) 56-25-29, с 08.30 ч до 17.30 ч.

     

    Was this answer helpful ? Yes / No
    Viewed 127 Times
Поделиться