Выпуск 42. Ноябрь

Воспитание ребенка в неполной семье

ноябрь

У каждой неполной семьи – своя история. Такая семья возникает в связи с разводом, с вдовством родителя, а также с внебрачным рождением ребенка.

«Материнская» семья сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена. Однако, все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами.

Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной, в особенности, если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Наличие в неполной семье нескольких детей позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые ведут себя правильно, старший ребенок становится для младшего «ведущим» в плане адаптации в социальной сфере. Также старший является защитником младшего и это позволяет младшему ребенку ощущать уверенность в своих силах. В неполных семьях сестры и братья больше эмоционально привязаны друг к другу, гораздо меньше конкурируют между собой.

В неполной семье отношения между оставшимся родителем и ребенком могут быть связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «оставляет» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом. Поэтому, во имя ребенка, родителям ни в коем случае не стоит отчаиваться. Ведь жизнь продолжается и самое главное – у вас есть ребенок.

Какие шаги могут предпринять родители, воспитывающие детей в неполной семье?

  • Говорите с ребенком и слушайте его. Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе.
  • Чаще хвалите ребенка. Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у него доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
  • Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
  • Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей.
  • Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
  • Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения.

Большим стрессом для всех членов семьи практически всегда является развод. Чаще всего ребенок остается с матерью. Но отсутствие отца однозначно тяжело переживается детьми. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация.

В такой семье большое значение приобретает стиль поведения матери по отношению к бывшему супругу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем – совсем «никудышном, плохом» муже и отце. В этом случае мальчик нередко расплачивается последующим развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным. Но наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «вдруг проявится плохая наследственность», «только бы он не отбился от рук», «как бы не избаловать». Тогда одинокие матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются – в особенности общаясь с сыновьями – играть роль «строгих отцов». Но обычно это не приводит ни к чему хорошему, так как дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская – это просто критика, в то время как материнская подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины, а это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с окружающим миром.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротке», которому просто по определению разрешается все. Данная позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

Выработка новых форм семейного уклада, адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары» – сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Такая ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей – это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу своей возрастной склонности консервативно держаться за привычные формы поведения и установленный порядок, дошкольники с трудом адаптируются к новому.
После развода родителям следует придерживаться следующих принципов:

  • Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью.
  • Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.
  • Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа – достойные люди, заслуживающие любви и уважения.
  • Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейное положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Необходимо объяснить ребенку, что неполная семья – ничем не хуже любой другой семьи, что существуют и такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о своих детях.
  • Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами и не ставить ребенка перед необходимостью выбора.
  • Семейная история не только не должна прерываться с разводом – она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.
  • Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей.
  • Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем.

 

Поделиться