Выпуск 41. Октябрь

Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья

ов

Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

Инклюзия (от inclusion – включение) – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

К детям с ОВЗ относятся дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Особенности внимания:

сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

меньшая устойчивость, следовательно, большая утомляемость;

низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного действия и перехода к другому;

трудности в распределении внимания.

Особенности мышления:

у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего ребенка.

Особенности памяти:

образная память развита лучше, чем словесная;

уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

Особенности эмоционального развития:

плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, следовательно, не может сопереживать им;

ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

Особенности развития межличностных отношений:

у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;

возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;

«неагрессивная агрессивность» – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Особенности внимания:

замедленность процесса, снижение объема и устойчивости;    неполнота, искаженность, фрагментарность образов; ограниченность зрительных впечатлений;    низкая переключаемость.

Особенности мышления:

затруднение установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Особенности памяти:

снижение объема кратковременной памяти;  недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала; неподкрепленные образы памяти угасают.

Особенности ощущения и восприятия:

ведущее зрительное восприятие; обыденные, схематичные, часто деформированные, неустойчивые зрительные образы;  избирательность восприятия;  нарушение целостности восприятия объекта; трудности выделения существенных качеств; замедление процесса усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Особенности речи и общения:

формализм – накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;

системные недоразвития речи – непонимание смысловой стороны слова;

вербализм знаний, т.е. отсутствие соответствия между словом и образом;

слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики;

неумение выяснить и проанализировать главные события;

трудности в соблюдении логичности связной речи.

Особенности развития детей с нарушениями речи

Особенности внимания:

неустойчивость; низкая произвольность; трудность регуляции.

Особенности мышления:

снижен уровень наглядно-образного мышления;

низкий уровень таких операций как: анализ, синтез, сравнение, классификация, исключение лишнего понятия, умозаключение;

возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений.

Особенности памяти:

трудности в узнавании сложных образов (например, геометрические фигуры);

уровень развития словесной памяти всегда хуже нормы и тем ниже, чем более выражен речевой дефект;

ребенок не замечает ошибок воспроизведения и не исправляет их (эта особенность памяти связана с характеристиками внимания и контроля);

дети забывают речевую инструкцию.

Особенности восприятия:

нарушения фонематического восприятия; снижен уровень слухового и зрительного восприятия; нарушения в пространственной ориентации – слева/ справа.

Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности восприятия:

нарушение зрительного восприятия; снижение слуха; ограниченность предметно-практической деятельности; нарушенное восприятие пространства; нарушение пространственного анализа.

Особенности мышления:

недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.

Особенности памяти:

нарушение образной памяти; нарушения двигательной памяти; нарушения словесно-логической памяти; хорошо развита механическая память.

Особенности речи:

недостаточность лексико-грамматического развития;

недостаточная дифференциация временных и пространственных связей и отношений в активной речи;

ограниченность пассивного и активного словаря;

несформированность фразовой речи или более позднее формирование;

нарушенное мелодико-интонационная сторона речи.

Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Нарушение коммуникации. Речь идет о нарушении способности адекватно выражать себя в отдельных социальных ситуациях (например, могут проявлять привязанность посредством агрессивного поведения). Типична неспособность понимать других (проблемы с пониманием невербальных сигналов, подтекста, неявных значений соответствующих сообщений). Нарушена способность понимать эмоции других. Следовательно, можно говорить об определенном нарушении эмоционального интеллекта. В результате этих расстройств социальные символы становятся непостижимыми или менее понятными. Человек часто воспринимает их как неинтересные, угрожающие. Это может привести к определенному «втягиванию» в собственный внутренний мир, который в конечном итоге начинает играть более важную роль, чем внешняя реальность.

Нарушение поведения. Нарушения в основном связаны с пониманием социальных стандартов, соблюдением, применением социального такта. Нарушения наблюдаются также в области межличностных отношений, представленных сниженной способностью их навязывать, поддерживать. Другая крайность – неадекватный способ установления отношений. В результате подрывается социальная адаптация.

Стереотипное поведение. У детей с РАС часто имеются определенные типы стереотипного поведения. Оно может принимать разные формы – от повторения простых слов до выполнения различных сложных «ритуалов» (например, перед отходом ко сну человек должен дважды помыться, надеть носки определенного цвета). Такое поведение является компульсивным, т.е. вызванным непреодолимым желанием сделать конкретное действие. Стереотипы и ригидность могут проявиться в области интересов, хобби (например, запоминание всех существующих соединений поездов – время прибытия, отправления).

Включенность детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в различных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Дети с «нормой» учатся воспринимать «особых» как обычных, полноценных членов общества. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию гуманности, толерантности.

Поэтому, каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, возможно поменять свое отношение к детям с ОВЗ.

 

Поделиться