Выпуск 36. Март

Профилактика тревожности у дошкольников и младших школьников

защита ребенка

Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойства, а тревожность выступает устойчивым состоянием.

Одной из причин развития тревожности у детей является нарушение детско-родительских отношений. Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет. При этом, девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие. Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что взрослые накажут их или побьют.

Тревожность у детей дошкольного возраста
Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в детском саду и во дворе, а также любящие родители. Детская тревожность – это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали, данное состояние без внимания оставлять нельзя. Тревожных детей часто мучают страхи. Страх способен развиваться у ребенка в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи; наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный с боязнью медицинских работников. От 3-х до 5-ти лет у малышей массово отмечают страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится обычно основным переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у дошкольника? Вот некоторые советы:

• Заведите домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверьте его ребенку. Однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности.

• Для снятия тревожности полезными будут релаксационные упражнения на дыхание.

• Если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога впоследствии может стать причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность у детей младшего школьного возраста
Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Тревожность у детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты. Детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет. Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей
Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Таким детям свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных детей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких детей помогут одобрение, поощрение взрослыми во всех делах.

Тест для родителей для выявления тревожности у детей
Предлагаем опросник (авторы: Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко) для выявления детской тревожной личности. За каждый утвердительный ответ ставится знак «+».

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает.
2. Трудно сосредоточивается на чем-то конкретном.
3. Беспокойство вызывает любое задание.
4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен.
5. Часто смущается.
6. Говорит, что напряжен.
7. Краснеет в новой обстановке.
8. Сетует на кошмарные сны.
9. Руки зачастую влажные и холодные.
10. Часто отмечается расстройство стула.
11. Потеет при волнении.
12. Имеет плохой аппетит.
13. Беспокойно спит и долго засыпает.
14. Пуглив, всего боится.
15. Легко расстраивается, беспокоен.
16. Зачастую не сдерживает слезы.
17. Не переносит ожидание.
18. Новые дела не радуют.
19. Всегда не уверен в своих силах и себе.
20. Боится сложностей.

Чтобы получить общий балл – суммируйте количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.
О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.
О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

Повышение самооценки.
Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Следует чаще хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

Обучение детей умению управлять своим поведением.
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Нельзя подгонять и торопить его. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно ситуации, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога). Тревожные дети боятся двигаться, но именно в подвижной эмоциональной игре (например, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

 

Поделиться