Основным источником воспитания ребенка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдет ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении со взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Оптимальной является такая организация деятельности ребенка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребенок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с ребенком.
- Говорите с ребенком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребенку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?». Внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не смейтесь над ними.
- По возможности путешествуйте с ребенком.
- Ходите с ребенком в музеи, на выставки.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.
- Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, дает возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий. Сотрудничество сплачивает семью.