Атмосфера в семье как фактор физического и психического здоровья ребенка
Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это школа отношений с людьми, это общность близких людей, где у каждого есть определенное место и функции.
Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье он получает первые навыки восприятия действительности, здесь складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ему возможность без опасения и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу, каждый член семьи должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, а также открытость общению. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Ни для кого не секрет, что атмосфера семьи влияет на характер, поведение и развитие ребенка. Исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Для гармоничного развития ребенку необходима атмосфера внимания, заботы и любви. Маленькие дети нуждаются в постоянной заботе, но кроме этого, им нужна возможность усваивания навыков культурных норм и социального взаимодействия. Для детей старшего возраста необходимы постоянные контакты со сверстниками и членами семьи. Они должны активно изучать окружающую социальную среду и приобретать навыки взаимодействия с ней.
С возрастом, в процессе воспитания ребенка, родительский контроль должен ослабевать, тем самым уступая место самоконтролю. Только в семье, где царит спокойная доверительная обстановка, этот процесс проходит плавно и постепенно. Под влиянием самоконтроля и социального контроля формируется независимость человека.
Благоприятная атмосфера в семье – это когда в равной мере удовлетворяются два таких типа потребностей, как контроль и привязанность.
Известны следующие факты:
- Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он сам учится быть терпимым.
- Если ребенка окружает атмосфера одобрения, он учится быть уверенным в себе, любить и уважать себя и окружающих.
- Атмосфера похвалы способствует обучению ценить других.
- Справедливость – порождает справедливость.
- Если ребенок растет в постоянной критике, он учится осуждать.
- Вражда – учит враждовать.
- Атмосфера насмешек учит стесняться.
- Малыш, растущий в атмосфере стыда, всегда чувствует себя виноватым.
- Атмосфера спокойствия учит вере.
- Обстановка дружбы и доброжелательности учит находить в мире добро и любовь.
Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас влияет на обстановку в доме и сам служит примером для ребенка. Если в наших домах будет царить добро и любовь, семьи будут крепкими.