Выпуск 13. Ноябрь

Уже в раннем возрасте у ребенка формируются навыки общения, умение устанавливать контакт со сверстниками и появляется возможность завести друзей. Социально адаптируясь и развиваясь, ребенок должен узнать все стороны дружеских отношений. Часто можно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, либо сами могут обидеть других детей. Чтобы ребенок познал настоящую дружбу, родителям не стоит вмешиваться в процесс построения дружеских отношений.

В возрасте двух лет дети начинают испытывать интерес друг к другу. Этот интерес в большой степени инициируют сами родители, обращая внимание малыша на играющих рядом сверстников.

По мере взросления ребенка его связь с родителями немного ослабевает и социальная вселенная малыша начинает расширяться, впуская в себя его первых друзей. Не случайно родителей очень волнует – сможет ли ребенок с кем-то подружиться, впервые придя в детский сад или в школу? Ведь для большинства взрослых способность с легкостью находить друзей – признак психологического благополучия ребенка, его социальной компетентности. А также, уверенность в том, что он не будет чувствовать себя растерянным и одиноким в незнакомой среде.

«Пики дружелюбия» приходятся на три и шесть лет, когда ребенок стоит на пороге детского сада или школы, чувствует сильную тревогу и неуверенность. Друг помогает освоить ребенку территории, на которые он не осмелился бы ступить один. Дружба позволяет детям выходить за пределы родительского влияния. За пределами дома ребенок получает возможность увидеть себя глазами своих друзей.

Ребенок открывает собственное «Я» и «Я» других людей. Есть дети, которые с ранних лет без особого труда обзаводятся друзьями, есть и такие, которые не комфортно чувствуют себя в коллективе (экстраверт или интроверт). Причиной подобных различий служит темперамент.

Темперамент – это врожденные особенности нервной системы, то, с чем ребенок приходит в этот мир. Выделяют 4 типа темперамента — холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

Холерик – это активный и энергичный ребенок, быстро ориентируется в окружающей обстановке, общительный и решительный, любит быть в центре внимания. Бывает вспыльчивым и несдержанным, непоседа, у него часто и резко может меняться настроение. Ребенок-холерик легко завязывает новые знакомства, с легкостью подходит к незнакомым детям и начинает с ними общаться.

Сангвиник – общительный, жизнерадостный, доброжелательный, деятельный, легко приспосабливается к новым условиям. В отличие от холерика он более уравновешенный, эмоционально устойчивый. Они тоже легко завязывают дружбу с новыми детьми,

Меланхолики – дети с высокой чувствительностью, ранимые, впечатлительные, нерешительные, доброжелательные и мягкие, не очень уверены в себе. Детям с меланхолическим темпераментом сложно подойти к другому ребенку первыми, сделать первый шаг. Они застенчивы, робкие.

Флегматик – всегда спокойный, терпеливый, эмоционально устойчивый, невозмутимый ребенок. Его практически невозможно вывести из себя. Он работоспособный, настойчивый, может долго и сосредоточенно чем-то заниматься, не отвлекаясь. Все делает медленно, из-за чего многие родители начинают раздражаться. Как правило, флегматик  с большим трудом находит друга, но потом очень предан.

Родители являются главным ориентиром для своих детей во всем. И в вопросах дружбы в том числе. Если дети с рождения видят, что у семьи много хороших друзей, с которыми они часто общаются, вместе отдыхают, то просто не остается шанса вырасти плохими друзьями.

Помогайте поддерживать дружеские отношения, обязательно разрешайте ребенку приглашать детей к себе домой, и отпускайте его к ним в гости. На день рождения своего сына или дочери приглашайте не только взрослых, но и приятелей именинника, причем дайте ему право самому решить, кого приглашать.

Когда ребенок чувствует от родителей понимание, поддержку – он больше вам доверяет, больше рассказывает вам о себе и делится тем, что его беспокоит. Поэтому самые главные уроки дружбы – это уроки, которые родители сами дают своим детям, ведь дети во всем копируют нас.