Готовимся к конкурсу «Сердце отдаю детям»

Выступление методиста ТОГБОУ ДО
«Центр развития творчества детей и юношества»
С.А.Тарасовой
на семинаре по подготовке к зональному этапу
XI Всероссийского конкурса педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня наш с вами формат встречи не совсем обычный.
Мы будем работать по следующему плану:

1. Анализ итогов конкурса «Сердце отдаю детям 2012-2013 гг.».
2. Нормативно-правовое обеспечение конкурса. Основные документы участников и требования к их оформлению.
3. Основные требования к творческим презентациям, конкурсным занятиям, анализ и самоанализ конкурсных мероприятий.
4. Технология имиджа или искусство обаяния. Коммуникативный тренинг.
5. Критерии педагогического мастерства.
6. Групповое и индивидуальное консультирование по проблемам подготовки к участию в региональном этапе конкурса «Сердце отдаю детям».

1. Конкурс проводится в области с 2001 года. Следует отметить, что, по мнению постоянных членов оргкомитета и жюри, в 2012 году заметно вырос профессиональный уровень его участников, качество подготовки к конкурсу.

Членами жюри отмечались следующие положительные моменты Конкурса:

  • на высоком методическом уровне участники Конкурса защищали свои профессиональные, педагогические и личностные позиции во время презентаций своего педагогического кредо и защиты образовательной программы;
  • центральная и самая сложная часть конкурсных испытаний — открытое занятие «Введение в образовательную программу» явилось иллюстрацией того, как большинство участников конкурса сумели показать свою эрудицию, компетентность, оптимально используя различные эффективные способы и средства, настроить, заинтересовать, увлечь, «зажечь» детей и подростков, пришедших на первую встречу с педагогом той образовательной деятельностью, которая изложена в его программе. При этом, педагоги смогли показать актуальность, проблемность, значимость той деятельности, которой они с большим удовольствием занимаются, оставив после проведенного занятия ощущение праздника творческого единения педагога и ребенка;
  • Проанализировав динамику участия в конкурсе педагогов, отмечу, что участников конкурса с каждым годом становится меньше. Причины снижения разные: от высоких требований к самими участникам и степени их подготовки (но это не связано с требованиями местного формата, это общероссийская тенденция) до снижения уровня мотивации педагогов в участии в такого вида конкурсах (тут, прежде всего, «хромает» управленческий компонент, ведь участие в конкурсах профмастерства является формой поощрения педагогических кадров!).

При анализе результатов Конкурса очень важно выявить не только положительные моменты, но и определить недостатки, а главное, наметить пути их решения:

— членам оргкомитета, специалистам муниципальных органов управления образованием, отвечающим за организацию и проведение конкурсов в территориях, руководителям образовательных организаций и методистам, курирующим работу педагогического работников в организациях необходимо активнее работать с потенциальными участниками регионального этапа Конкурса, тщательно готовить материалы для Конкурса;

сделаю вам несколько актуальных подсказок:

— в Конкурсе в основной своей массе невысокий процент участия педагогов, обучающих подростков старшего школьного возраста. Это убеждает в том, что местным оргкомитетам Конкурса следует уделять большое внимание поиску и привлечению педагогических работников, занимающихся со старшеклассниками;

— Обратите внимание, в этом году Конкурс проходит в русле военно-патриотической тематики и актуальности четких гражданских позиций, а для старших школьников это сейчас важно.

  • по-прежнему, педагоги-участники и специалисты муниципальных органов управления образованием, отвечающие за организацию и проведение конкурсов в территориях, не всегда внимательно читают Положение о Конкурсе и допускают ошибки при оформлении документов на региональный этап;
  • некоторые участники допускают серьезное нарушение по представлению сути занятия по введению в образовательную программу. Педагоги нередко обращаются к наиболее удачному, яркому, отработанному занятию по программе, что методически неверно; Это должно быть введение в программу, комбинированное занятие, которое заинтересует детей;
  • слабая подготовка конкурсантов социально-педагогической направленности;
  • к основным недостаткам оформления и составления программ можно отнести: недостаточную определенность ожидаемых результатов образования, отсутствие диагностируемых критериев и показателей эффективности реализации программ, соответствующих воспитательным задачам программы; не всегда систематизировано методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса программ, отсутствие в учебно-тематическом плане некоторых программ разделов и тем. Сегодня мы с вами постараемся эти проблемы максимально устранить.

2. Обращаю внимательно методистов и педагогов-участников на то, что Вам самим следует внимательно прочитать приказ о конкурсе. Именно здесь управление образования постаралось максимально вам помочь в плане подготовки ко всем этапам конкурса. Но для верности, во-первых, я вам оставлю в электронном виде требования к оформлению программ, подготовленные методистом Центра Е.В.Гребенниковой на основе существующих нормативно-правового блока. Обратите внимание, согласно ФЗ-273 сейчас мы работаем по дополнительным общеразвивающим программам.

Требования к зональным этапам конкурса ничем в позиции требований к пакету представляемых на региональный этап конкурса не отличаются, вы также подаете:

  • заявку по форме,
  • согласие на обработку персональных данных (различается оператор, т.к. на региональном этапе – это Областной центр развития творчества детей и юношества», в зонах — это базовая образовательная организация),
  • фотографию (прошу вас дописать в согласие на обработку персональных данных фразу «в т.ч. биометрических персональных данных (цифровую фотографию)»),
  • текст дополнительной общеразвивающей программы в электронном и 1 экземпляр в печатном виде. Обращаю внимание на культуру оформления и общий эстетический вид представляемых документов. Экспертное жюри, которое будет проверять ваши программы на региональном этапе одном из критериев оценивает эти показатели. Все форматирования, шрифт, нелогические пропуски отнимают баллы. Если Вы представляете авторскую программу, необходимо документальное подтверждение этого факта (приказ управления образования и науки области или муниципального органа управления образованием, диплом или сертификат авторства).

3. Очень важный момент любого конкурса, не только «Сердце отдаю детям» – это соблюсти требования к творческим презентациям, конкурсным занятиям, сделать анализ и самоанализ конкурсных мероприятий. Просим избегать достаточно ярких цветов в презентациях, максимум 3 цвета. Шрифт в презентациях минимальный – 18 кегль, заголовки – 24 кегль. Не старайтесь отразить в презентации весь текст своего выступления. Это тоже показатель методической неграмотности.

Для этих целей я Вам оставлю в эл.виде самопрезентации участников конкурса прошлых лет

Обратите внимание!

Особенно хочу обратить ваше внимание на материалы Е.А.Гридневой, которая получила спецприз в финале Всероссийского конкурса. Это высокий результат, к которому мы должны стремиться.

4. Я не случайно заговорила про педагога дополнительного образования Е.А.Гридневу. Жюри понравилась её и сопровождающего её методиста четкая позиция – соответствовать имиджу предлагаемой образовательной программы. Она турист. Свой образ она пронесла через все этапы конкурсных испытаний.

Обратите внимание!
Фотоальбом (Яндекс. Диск)

Сопровождающим педагогов методистам и базовой образовательной организации я рекомендую провести у себя несколько коммуникативных тренингов (как общаться легко и эффективно в самых различных ситуациях). Среди наиболее простых тренингов, которые вы можете провести у себя дома это тренинг «Внутренняя осанка»:

Если вам для имиджа не хватает того, чтобы про вас думали/говорили: «Вот человек, который знает, что он говорит, и говорит, что знает», попробуйте периодически делать следующее упражнение.

Встаньте перед зеркалом. Выпрямитесь, расправьте плечи, поднимите подбородок. Вспомните какой-нибудь короткий стих. А теперь… представьте, что внутри вас сидит неприятный, очень сутулый и очень неуверенный человечек. И его голосом прочитайте это стихотворение.

Теперь наоборот. Скорчитесь чуть ли не до самого пола. Но представьте, что внутри вас засел статный, красивый, уверенный молодец. Прочитайте стихотворение его голосом. В этом упражнение важно поймать ощущение «внутренней осанки», те едва уловимые интонации, манеры, которые выдают уверенного в себе человека, вне зависимости от того как он выглядит и от того, видят ли его вообще.

Коммуникативное упражнение «Враг — Друг»

Инстинктами заложена в человеке потребность в быстром определении характера возможных отношений с другим незнакомым существом (в том числе человеком). Нашим предкам было принципиально важно выяснить как можно быстрее, кто же повстречался им на пути: потенциальный враг? потенциальный союзник? Встреча с потенциальным врагом грозила возможностью гибели. Встреча с возможным другом (союзником) обещала помощь того или иного рода (хотя бы в плане объединения против общего врага).

Поэтому могли быть ошибки двух родов: 1) не распознать вовремя врага, 2) не распознать вовремя друга. И, конечно, ошибки первого рода были значительно опаснее. Поэтому в нас природой заложена следующая классификация незнакомцев:
1) враг,
2) не враг,
3) друг.

Разумеется, человек это существо с весьма сложной системой социальных отношений и довольно «продвинутым» алгоритмом оценки личных качеств других людей. На протяжении длительного периода отношению двух людей (как, кстати говоря, и двух социальных групп) между собой могут многократно меняться от дружественных до враждебных. Но, тем не менее, в первые секунды и минуты знакомства мозг человека довольно активно работает над проблемой отнесения нового знакомого к одной из трех категорий («враг», «не враг», «друг»).

Важно для понимания то, что у каждого человека со временем, с жизненным опытом вырабатывается свой собственный алгоритм этого соотнесения, свои критерии. И эта система экспресс-оценки у каждого человека весьма проста, потому что нет просто времени на длительный анализ.

Поэтому для большинства коммуникативных ситуаций принципиально важно уметь создать о себе образ хотя бы «не врага», а лучше «друга». Это важно хотя бы для того, чтобы вообще состоялся коммуникативный контакт.

Ведущий вместе с участниками устраивает небольшой «мозговой штурм», во время которого даются ответы на три вопроса:

1. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «врага»?

2. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «не врага»?

3. Какие элементы внешности, манеры поведения могут способствовать формированию имиджа «друга»?

Примерные ответы:

1. Демонстрация физической силы, состояние алкогольного опьянения, разговор на повышенных тонах, слишком активный интерес, нецензурная речь, агрессивная жестикуляция, слишком внимательный взгляд, активное сокращение дистанции, оглядывание по сторонам, вызывающая одежда, враждебная мимика, расставленные локти, выпрямленная осанка.

2. Пассивность, низкий интерес, вялая невнятная речь, сутулость, «общая серость».

3. Интеллигентность, корректность, нормальная речь, умеренный интерес, сдержанная жестикуляция, дружелюбная мимика и жесты, соблюдение дистанции, приятная одежда и в целом облик, сексуальность (для определенных ситуаций), разного рода проявления заботы, бескорыстная помощь.

Ведущий предлагает участникам разыграть несколько сценок, в процессе которых будет закреплен материал. Содержание сценок может быть примерно следующим:

1. Поздний вечер. Остановка. Один человек подходит к другому, чтобы попросить позвонить по телефону…

2. Некоторая организация. Приходит клиент, чтобы записаться на прием к специалисту. Но ему отвечают, что можно записаться лишь на следующий месяц…

3. Аудитория со студентами-первокурсниками. Заходит новый преподаватель, который желает сразу «найти общий контакт»…

Перед каждой сценкой (ролевой игрой) ведущий предлагает ее участникам попробовать себя в той или иной роли («врага», «не врага», «друга»). После каждой сценки происходит небольшое обсуждение:

— Каковы впечатления непосредственных участников друг от друга?

— Какой смысл вкладывали непосредственные участники в те или иные действия?

— Каковы впечатления наблюдателей?

5. Критерии педагогического мастерства Вы увидите в приказе. Жюри будет оценивать по данным критериям.

Обратите внимание!

6. Напоминаю, что для финалистов регионального этапа конкурса будут организованы курсы повышения квалификации по программе «Технология подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства».

 

В рубрике Методические находки нашего сайта Вы можете познакомиться с материалами педагога дополнительного образования, дипломанта III степени регионального этапа X Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Елены Ивановны Солопановой – Подготовка к конкурсу профессионального мастерства.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *