Нежелание идти в школу

Светлана (03.10. 2011 )

Мой сын в этом году пошел в первый класс. Все чаще стала замечать его  нежелание идти в школу, хочу разобраться с этим вопросом. С уважением, Светлана, мама 7-летнего Ивана.

———————————————
Отвечает педагог-психолог Е.В. Лях (10.10.2011)

Уважаемая Светлана!

Праздник первого сентября остался позади, начались трудовые будни, к которым ребенку младшего школьного возраста необходимо адаптироваться. От  разочарования и апатии не застрахован ни один ребенок. Нежелание посещать школу не является чем-то необычным для ученика любого возраста. Озаботиться этим вопросом стоит тогда, когда нежелание учиться постоянное, устойчивое. Серьезно нужно подойти к  случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша, часто меняющееся настроение.

Иногда родители перегружают своих детей и недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем, не учитывая его реальные возможности. Стоит ли удивляться, что к школе, учению в целом  такой ребенок не испытывает особо теплых чувств. Так же стоит обратить внимание на  взаимоотношения с учителем или одноклассниками.

Что может сделать родитель?

 

  • Признавать право ребенка на ошибку; научить его относится к неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.
  • Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать причины и исправлять их.
  • Поддерживать  уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в тоже время всегда может рассчитывать  на вашу поддержку.
  • Рассчитывать  силы и реальные возможности ребенка.
  • Уделять как можно больше внимания маленькому школьнику.
  • Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником.
  • Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

А вот некоторые рекомендации,которые помогут вам сделать день маленького школьника  более благоприятным.

1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Постарайтесь не подгоняйте его с утра, не дергать по пустякам.

2. Не торопите, умение рассчитывать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: это плохо скажется на его здоровье.

4. Прощаясь, пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5. Не говорите  фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.

6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда расскажет все сам.

7. Соблюдайте режим дня . После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.

8. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки».

9. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

10. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

11. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.

12. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

13. Все дети  любят послушать перед сном сказку, песенку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений. Завтра наступит новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым, радостным.

По материалам: Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: Справочник по повышению родительской компетентности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *