Уметь проигрывать

Родитель (15.04.2011)
Уважаемые психологи, ребенок очень любит играть в разные настольные игры, но проблема в том, что он не умеет проигрывать, начинает обижаться и плакать.
———————————————
Отвечает педагог-психолог Е.В. Лях (25.04.2011)

Прежде всего заметим, что проблема эта далеко не пустяшная. Ребенок расстраивается, пла­чет, родители недовольны, а всему виной шашки (шахматы, лото или другая игра). Ну, казалось бы, из-за чего ссориться, это же про­сто игра? Но представьте на секунду, что это ВЫ играете, причем с противником, который намного сильнее вас. Он быстро и легко выигрывает раз, второй, третий… При этом посмеивается над вами, отпускает в ваш адрес неле­стные замечания. Вы конфузитесь, раздражаетесь, а играете от смущения и волнения все хуже и хуже.

А ведь очень часто именно так мы ведем себя со своим ребенком, которого якобы учим играть. Да при этом еще и поучаем: мол, проигрывать надо уметь. В результате — обиды, слезы, фигуры летят с доски, и все расстроены. Дело в том, что и личность ребен­ка, и его нервная система только формируются. Он сравнивает себя с окружаю­щими, и победа в игре озна­чает для него веру в свое мо­гущество, а проигрыш — осоз­нание своей полной ничтож­ности. Оттого и взрыв отчая­ния при проигрыше. Не правы те родители, кото­рые утешаются фразой «само пройдет». Безусловно, с воз­растом поведение ребенка изменится — подросток уже вряд ли станет рыдать, проиграв в игре. Однако стремле­ние всегда одерживать верх и неумение проигрывать никуда не денутся. Поэтому, если проблема возника­ет, то игнорировать ее нельзя ни в коем случае.

 Рекомендации для родителей:

Гордитесь ребенком всегда!
Для начала необходимо объяснить ребенку, что если он вдруг проиграет или ему не удастся легко и просто добить­ся своих целей, его не станут меньше любить — наоборот, мама с папой будут продол­жать гордиться им именно потому, что он не сдался, про­должил борьбу несмотря на проигрыш. Ребенок должен быть в этом абсолютно уверен!

Имейте терпение
Так сильно желая победы, детишки, бывает, и жульнича­ют — «незаметно» двигают или убирают фигуры, под­страивают под себя правила, делают лишний ход… Относи­тесь к этому спокойно. Не ду­майте, что из ребенка обязательно вырастет плут и обман­щик, он и сам прекрасно зна­ет, что делает плохо, но победа нужна ему любой ценой, а непререкаемость правил ему пока просто непонятна. Это придет со временем.

Не играйте в поддавки
Во первых он быстро поймет что вы лукавите а во вторых поражения ему так же не необходимы, как и победы. Надо постараться чередовать успехи и не успехи ребенка.

Ищите послабее
Хорошо, если у ребенка есть возможность время от времени сыграть с более сла­бым противником, чтобы по­чувствовать, что он вовсе не безнадежен. Но объясните ему, что полезнее играть с противником сильным, потому что это развивает и не дает расслабиться, потому что силь­ный заставляет учиться и со­вершенствоваться. И научите своего ре­бенка никогда не смеяться над проигравшим и не оскор­блять его. (Учите на собствен­ном примере!) Объясните, что это недопустимо в игре, где любой игрок может ока­заться сильнее. Однажды проиграв, он может услышать эти же слова в свой адрес, и вряд ли ему это понравится.

Хвалите
Если ребенок проиграл и не сдержался — расстроился, зап­лакал, его надо утешить, объяснить, что от невезения никто не застрахован, что в игре многое значит удача и что это только игра. Постарайтесь объяснить, что с человеком, который всегда побеждает, играть просто неинтересно — ведь в игре очень важен имен­но тот момент, что удача не всегда на твоей стороне и, возможно, тебе не всегда уда­стся быть лучшим. И… тут же похвалите его. После сокрушительного проигрыша слова «Ты играешь все лучше!» помогут ребенку не обидеться на себя, на вас и на весь мир, а продолжать учиться играть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *