Медлительность

Анна (29.09.2010)
Уважаемые психологи! Моему ребенку (мальчик) 5 лет. Он все делает медленно, в детском садике не успевает за другими детьми, когда не успевает, то плачет, иногда даже устраивает истерики. Воспитательница в детском саду постоянно торопит его и говорит, что он развивается медленно. Так ли это? Как мне помочь ему? И если, он действительно развивается нормально (умственное развитие у него в норме, только в поведении медлителен), то как мне объяснить это воспитательнице?

С уважением, Анна

———————————————

Отвечает педагог-психолог Е.В. Лях (13.10.2010)

Уважаемая Анна, такого рода ситуации не относятся к числу единичных. И к большему сожалению, не многие родители, воспитатели и учителя, стремятся понять состояния ребенка. И продолжают подгонять, упрекать в лени — не обращая внимания на собственные страдания ребенка.

Медлительность является особенностью нервной системы ребенка. Отсюда медленные действия, речь и оттого они дольше других включаются в работу, труднее переходят с одного вида деятельности к другому.
Таких детей стараются либо не замечать, либо предъявляют к ним не выполнимые требования, т.е. ребенку постоянно навязывается непосильный для него темп работы!

Воспитатели и учителя, как никто другой должны понимать необходимость индивидуального подхода к таким детям. Но на практике… на практике почти ничего не получается! Оправдание — переполненность групп, классов, трудности с сегодняшними детьми, интенсивность сегодняшнего процесса обучения.

Мы предлагаем Вам небольшие подсказки:
1. Важно помнить, что «замедленный» ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но не ускорят работу.
2. С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению активности, но делать это надо в доступном для ребенка темпе.
3. Ободряйте, поощряйте, хвалите за успехи, которые он может сравнить со своими собственными результатами: «Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вышло вчера», «Вот ты уже научился быстро застегивать пуговицу, кушать …как я», и т.д.
4. Замедленным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь от мамы или папы, участие и сочувствие родителей.
5. Если в семье не принято открыто проявлять свои чувства, то родители не могут рассчитывать на то, что и ребенок будет эмоционально открытым, а флегматичному ребенку очень важно чувствовать эмоциональную поддержку своих близких, ежедневно чувствовать и знать, что он любим, его принимают, в него верят. Это усиливает оптимистическое отношение к жизни такого ребенка.
6. Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может привести к хроническим конфликтам, страданиям ребенка, а иногда и полной его невротизации.
7. Стремительные, энергичные мамы замедленных детей способны довести ребенка до невроза и разрушить душевный контакт между ним и собой на всю последующую жизнь. Задача взрослых не мешать развиваться таким детям в присущем им темпе, учитывая их индивидуальные способности.
8. Так как медлительный ребенок боится всего нового и любых перемен, то поступление в детский сад или школу делают его уязвимым перед своей неловкостью. Он тяжело переживает свои неудачи. Важно чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации ребенка в этих и других учреждениях, проконсультировали учителей и воспитателей на тему особенностей своего ребенка, а иногда и защитили его от наказаний и унижений с их стороны.

И главное, если вы найдете время для того, чтобы побегать вместе с сыном, поиграть в кошки-мышки, догонялки, лапту, бадминтон или просто попрыгать «как заяц», походить «как медведь», побегать «как лев», вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как налаживается ваш контакт с ребенком.

Эффективными являются игры с использованием приема «медленно-быстро»: в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.

Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:
1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) «бег» пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так «бегать» в обычном темпе; можете посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку;
7) то же задание, но усложненное — ставить точки, чертить палочки и считать: «Один, два, три…» — до десяти.

И, наконец, помните, что самые вдумчивые, разумные, надежные и спокойные люди, способные добиваться своей цели в жизни, часто вырастают именно из флегматичных, замедленных детей.
Мы советуем вам обратиться к специализированной литературе по данной проблематике: М. М. Кольцова «Медлительные дети», в которой вы найдете более полную информацию о проблемах, с которыми сталкивается ребенок-дошкольник и раскрываются пути их преодоления.
Информация подготовлена по материалам: M.Бeзpукиx, С.Eфимoвой и Б.Кpуглoва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *