Научное общество учащихся «Эврика» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №30 г. Тамбова

«Научное общество учащихся в современном образовательном пространстве»

Материалы областного Интернет-семинара

щелкните по ссылке для перехода к списку докладов

Сведения об авторах:

Разуваева И.С.,
директор МБОУ СОШ №30 г. Тамбова, к.п.н.

Калягина Е.А.,
руководитель секции НОУ «Эврика» МБОУ СОШ №30 г. Тамбова

Научное общество учащихся «Эврика» — одно из самых молодых структурных объединений школы, открылось в 2010 году и работает второй год. Оно возникло вслед за рождением государственной инициативы «Наша новая школа» как ответ на заказ к образовательной системе «по выстраиванию разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе» .

Основой для рождения НОУ стал не только государственный заказ. Существовала еще и активная позиция самих ребят, их родителей, социальных партнеров: школа№30 является микрайонообразующей, активно взаимодействует с Советом территории микрорайона «Пехотка», поэтому кому, как ни нам начинать работу по поиску и развитию детских научных и социальных инициатив.

Задачами НОУ стали вовлечение школьников в творческие занятия, в науку изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, но при этом внимание уделяется и развитию навыков принимать решения и помогать друг другу, формулировать индивидуальные интересы и осознавать перспективы, в т.ч. профессиональные.

Пропуском в мир научного общества учащихся является личный интерес и увлеченность. «Эврика» дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к основам науки, знакомит с методами исследовательской и творческой работы, развивает креативность и любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Организация научной работы со школьниками – работа системная. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых увлекает не только работа со школьным учебником: они читают словари и специальную литературу, путешествуют по Интернету и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому членами общества «Эврика» могут стать даже первоклассники.

Клуб «Математический теремок» для учащихся 1–3 классов развивает интерес к математике с первых дней учебы в школе. Особенности занятий: в клубе — занимательность, игровой замысел, познавательное содержание, эмоциональность (удивление, восхищение, удовольствие). Секция начинала свою работу полтора года назад, секционные студии в первых классах продолжаются в течение 30 мин. Среди занятий этой секции беседа «Число и цифра», конкурсы пословиц, поговорок, названий фильмов о числах, игры «Суматоха», «Танграм», «Путаница», логический клуб «Чем дальше в лес, тем больше дров».

Во втором классе младшие школьники переходят в секцию «Дважды-два», занятия в которой начинаются с беседы «Как люди научились считать», знакомства с римской нумерацией, затем их ждет мир учебных игр, викторин, конкурсов с элементами детского проектирования.

Перспектива работы с младшими школьниками – в привлечении родителей к совместной работе по проектированию и моделированию творческих идей, созданию презентаций и выходу на совместные выступления на школьных публичных мероприятиях.

Работа НОУ в среднем звене имеет другую особенность. С момента рождения научного сообщества школьников и учителей нам хотелось привлечь к ней социальных партнеров школы, заинтересованных в участии в образовательном процессе. В школе сложилась устойчивая сеть социального партнерства, но главное мы адекватно позиционируем себя в окружающем образовательном пространстве и понимаем, что без участия привлеченных внешних научных сил нам не выйти на разумный уровень исследовательской работы школьников. На сегодняшний день мы пользуемся поддержкой не только университетских преподавателей, но и ветеранских организаций, музейных и библиотечных сотрудников, общественных представителей партии «Единая Россия».

При сложившейся системе научно-исследовательской работы основной ее «вес» приходится на старшую ступень, учеников 10-11 классов. Это объясняется не только их личной заинтересованностью в проектной и исследовательской работе в рамках профильного обучения. Прежде всего, на этом уровне для ребят главными словами, определяющими их успех, становятся самостоятельность, личная заинтересованность, лидерская позиция, профессиональное самоопределение, школьники достигают первых весомых результатов своей деятельности в рамках НОУ.

Планирование заседаний совета НОУ «Эврика» становится делом самих учеников. На сегодняшний момент этот план действий выглядит так:

Месяц

Тема

Цель

Ответственные

Результат работы

сентябрь Планирование работы научных секций и содержания тематики секций Обсуждение тематики научных работ учащихся Руководители секций, совет НОУ Памятки по работе секций
ноябрь Подготовка к участию членов НОУ в школьном, муниципальном этапах ВОШ Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах Члены НОУ – участники олимпиад, научные руководители, руководители МО Кол-во участников, призеров, победителей олимпиад
 январь Подготовка и проведение Интеллектуального марафона в 5-11 классах Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона Руководители секций Сборник материалов в электронном виде
март Подготовка и проведение научно- исследовательской конференции «Мы — будущее XXI века»   Анализ готовности секций к проведению конференции Совет НОУ, руководители секций Видеозапись, тезисы выступлений, материалы на сайте

При достаточно высоком уровне самостоятельности старшеклассников, роль научных руководителей секций не снижается. Мы видим работу наставников, в том числе и в том, чтобы грамотно формировать критериальную базу анализа проектных работ учеников. Работа по диагностике научно-исследовательских и проектных заявок привела к выстраиванию системы оценки успешности научно-исследовательской работы школы, основные индикаторы которой выглядят следующим образом:

Количественные показатели

Качественные показатели

  • Рост качества знаний,  обученности  обучающихся в группах,  участвующих в научно-исследовательской деятельности и реализации проектов
  • Позитивная динамика индекса качества знаний на 3-5%.
  • Число школьников, учителей, административных работников — участников мероприятий с использованием  продуктов проектов
  • Количество привлеченных внутренних и внешних  экспертов и научных руководителей
  • Увеличение показателей успешности учеников и их педагогов; рост участия в конкурсных мероприятиях областного и всероссийского уровней не менее чем на 35%
  • Объем и уровень печатных работ с обобщением опыта использования  продуктов НОУ
  • Общий тираж печатных работ с методическими разработками по использованию продуктов НОУ
  • Расширение  числа секций и тематики работ
  • Продуктивность итоговых работ
  • Экономическая привлекательность
  • Кол-во новых партнерств или продуктов взаимовыгодного сотрудничества
  • Число успешных  образовательных PR-акций
  • Формирование нового типа отношений между участниками образовательного процесса.
  • Изменение сознания от потребления готовых знаний к их деятельному анализу.
  • Развитие индивидуальных образовательных маршрутов
  • Стабильность целевых групп, принимающих участие в НОУ, реализации его продуктов.
  • Системность долгосрочных планов.
  • Внедрение новых методик, моделей, технологий, инструментов,  научно-исследовательской работы, ее видов  и объема.
  • Создание системы анкетирования, опросов, интервью; ее технологичность
  • Определение критериев и индикаторов успешности  научно-исследовательских работ, проектов
  • Число выявленных барьеров и рисков
  • Динамика успешно  реализованных проектов и представленных исследований
  • Общий рост личной и профессиональной компетентности членов НОУ и педагогического персонала школы.
  • Наличие и содержательность аналитического продукта.
  • Число новых видов образовательных ресурсов, внедренных в практику
  • Повышение рейтинга школы.
  • Наличие общественного резонанса.
  • Уровень удовлетворенности родителей.

Одной из последних значимых практик членов НОУ «Эврика» стало участие в работе II Межрегионального лагеря для одарённых детей “Мы — будущее России». C 22 октября по 11 ноября Пензенским государственным педагогическим университетом им.В.Г.Белинского были организованы мастер-классы для 155 детей из 18 регионов Российской Федерации. Одаренные дети получили возможность совместной работы, открытой коммуникации, обмена идеями. Дипломы, которые привезли ребята, еще раз подтвердили высокое качество работы школьного научного общества.

Результатом двухлетней работы по организации НОУ «Эврика» можно считать не только число предметных конкурсов, семинаров, научно-исследовательских конференций, в которых они приняли участие, но и общий рост компетентности всех участников образовательного процесса.

В текущем году школа организовала внутрикорпоративное обучение персонала по вопросам технологической наполняемости урока в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Эта работа позволит обобщить лучшие методические находки руководителей секций НОУ, перенести их опыт в ежедневную практику учителей школы, распространить механизмы исследовательской работы, приемы обработки большого объема информации, навыки критического мышления в формат ежеурочной деятельности.

Наконец еще одним системным результатом деятельности НОУ является создание школьного управленческого инвестиционного проекта «Новое качество дополнительного образования. Одаренные дети». Целью его является создание поля для реализации права выбора каждым активной самостоятельной деятельности, обеспечение максимальных условий для проявления индивидуальных возможностей всех обучающихся, для выявления способностей и поддержки одаренности ребенка. Срок реализации активных этапов проекта. 2013-2015 гг.

Основными ожидаемыми результатами являются:
• вовлечение социальных партнеров в реализацию проекта;
• оказание услуг местному населению, экономическая привлекательность;
• расширение научно-исследовательских, проектных социальных и образовательных практик школьников;
• увеличение победителей и призеров творческих, интеллектуальных, спортивных, технических конкурсов и соревнований всех уровней;
• развитие новых направлений тьюторской поддержки обучающихся.

Этот проект определяет перспективы развития научно-исследовательской работы в школе.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *