Организация школьного научного общества учащихся в условиях лицея

«Научное общество учащихся в современном образовательном пространстве»

Материалы областного Интернет-семинара

щелкните по ссылке для перехода к списку докладов

Сведения об авторах:

Стрыгина М.М.,
зам. директора по УВР, учитель химии
Коновалова М.В.,
учитель биологии и экологии
МАОУ лицей № 14 г.Тамбова имени
Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина

Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует исследовательская деятельность.
Научно-исследовательская работа обучающихся МАОУ лицея № 14 г. Тамбова осуществляется в рамках ученического научного общества (УНО) «Эрудит», членами которого являются ученики 7-11 классов.

В работе УНО используются следующие виды деятельности:
• интеллектуальный марафон (конкурсы, игры);
• подготовка к предметным олимпиадам;
• исследовательские практикумы;
• работа над проектами, рефератами;
• лицейские, городские, областные, Всероссийские конференции;
• летняя школа.

К видам учебно-исследовательской деятельности, используемой в работе УНО относятся:
Урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок «Удивительное рядом», урок-защита исследовательских проектов, урок-рассказ об учёных и др.
Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести достаточно продолжительное по времени исследование и включает в себя все виды исследований.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность осуществляется поэтапно. На каждом из этапов используются свом формы организации исследовательской деятельности:

Первый этап — учебно-исследовательская деятельность на уроке, включающая создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез.

Второй этап — система дополнительного образования (на базе лицея, БЭЦ) на кружках «Юный зоолог», «Юный химик» и др. для учащихся 6-х (предпрофильная подготовка), 7-х классов.

Третий этап — научно-исследовательская деятельность в УНО «Эрудит» («ЧиП») (работа с учащимися 8-11 классов).

Практическая деятельность учащихся в УНО может быть представлена последовательностью нескольких этапов.

1 этап. Выявление учеников, желающих работать в УНО. Ведущая роль здесь принадлежит учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы призван выявить желание ученика заниматься исследовательской работой, помочь в выборе темы исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке),

Варианты статусов:
• магистр – работает над проектом, завершает работу, оформляет ее, выступает на заседании УНО и конференции;
• бакалавр – накапливает материал к будущему проекту, активно участвует в работе УНО, выступает на заседании УНО;
• соискатель – расширяет кругозор в определённой образовательной области через работу УНО.

Типы проектов:
• исследовательские (теоретическое или экспериментальное исследование);
• информационные (реферат);
• практико-ориентированные (создание компьютерной программы, сценария тематического мероприятия, разработка дидактических материалов к урокам).

2 этап. Утверждение тем предполагаемых исследований. Эта процедура осуществляется в рамках работы УНО. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:
• осознать учащимся значимость своей работы;
• создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителями;
• дает возможность использования разрабатываемых проектов учителями и учащимися в дальнейшей деятельности, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.

Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются сотрудники вузов (ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ), библиотек, экологического центра и др. организаций.

3 этап. Непосредственная работа ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов. Представление пройденного материала на заседании УНО. Подобные заседания проводятся 1 раз в месяц.

Это позволяет:
• осуществлять контроль над процессом работы;
• оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы, корректировка опытно-экспериментальной части и др.);
• поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.

4 этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, научных консультантов дают предварительную оценку проделанной работе. Выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникающих вопросов.
Наиболее удачные работы рекомендуются к участию в итоговой конференции в рамках УНО, предметных олимпиадах, конкурсах.

5 этап. Итог исследовательской работы – конференция УНО, проводимая в конце учебного года. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов, подводятся итоги.
В организации работы УНО принимают участие (как соруководители, так и эксперты) не только педагоги лицея, но других учреждений г. Тамбова: биолого-экологического центра (БЭЦ), кабинета химии и биологии ТО ИПКРО, ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ, второй городской больницы им. св. Луки.

В период летних каникул работа УНО осуществляется в рамках летней школы для одаренных детей на базе санатория «Энергетик». Формами организации деятельности школьников в нем являются: санаторное лечение, активный отдых, подготовка к предметным олимпиадам, исследовательские практикумы, работа над исследовательскими проектами и рефератами, летняя ученическая научно-практическая конференция.

В лицее создана стройная эффективная система работы с одаренными учащимися. Это позволяет добиваться значительных результатов на предметных олимпиадах школьников всех уровней – от городского до международного, привлекать учащихся к различным видам творческой и научной работы. Дополнительная работа с одаренными учащимися строится в лицее через систему кружков. Эта система работы хорошо зарекомендовала себя на протяжении значительного времени и позволяет достигать замечательных результатов.

Лицей занимает в городе и области лидирующее положение по участию и победам в олимпиадах разного уровня.

За последние 5 лет приняло участие в олимпиадах 845 учащихся лицея. Из них призерами стали 528 учащихся, победителями – 141 человек.

Ежегодно члены УНО лицея принимают участие в конференциях и конкурсах исследовательских работ школьников различного ранга.

В этом виде деятельности тоже достигнуты определенные успехи.

За последние 5 лет приняло участие в конкурсах, научно-практических конференциях 273 учащихся лицея. Из них призерами стали 107 учащихся, победителями – 55 человек.

Участие учащихся лицея в олимпиадах и конкурсах исследовательских работ имеет определенную мотивацию. Показателями перспективности такой деятельности являются:
• намерение после школы продолжить образование, связать будущую профессию с предметами, по которым участвовали в олимпиадах;
• намерение в будущем заниматься научной деятельностью.
• намерение принять участие в молодежной научной конференции по предметам олимпиады;
• намерение расширить подготовку по предметам;
• поступление в вуз на основании результатов участия в олимпиаде.

Лицей и в дальнейшем будет способствовать развитию олимпиадного и исследовательского движения

В нашем лицее часто организуются встречи своих учеников с бывшими (тоже своими) выпускниками, которые в настоящее время являются студентами таких известных вузов страны, как Санкт–Петербургская медицинская академия им. Мечникова, Саратовский Государственный медицинский университет, Московский институт прикладной биотехнологии, РГХТУ им. Менделеева, МГУ, Санкт-Петербургская военно-медицинская академия, Воронежская Государственная медицинская академия им. Бурденко, ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ, МИИ, МИЭТ, МФТИ и др. На таких встречах студенты рассказывают будущим выпускникам о правилах приема в вузы, о специфике учебы, о дальнейшем трудоустройстве, отвечают на возникшие в ходе беседы вопросы. Практически все ученики лицея связывают своё обучение у вузах с дальнейшим изучением предметов своего направления, продолжают реализовывать полученные исследовательские навыки при выполнении курсовых, дипломных работ.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *