Научное общество учащихся как форма организации учебно-исследовательской деятельности

«Научное общество учащихся в современном образовательном пространстве»

Материалы областного Интернет-семинара

щелкните по ссылке для перехода к списку докладов

Сведения об авторе:

Самсонова Наталья Алексеевна,
учитель биологии МБОУ лицей №28 им. Н.А. Рябова г. Тамбова,
руководитель научного общества учащихся «Дети Архимеда»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности образовательного учреждения и возможности ребенка? Все мы знаем, что учитель на уроке ведет фронтальное обучение со многими учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого. Учитель вынужден ориентироваться на основную массу. Как же помочь детям наиболее полно раскрыть себя? Для этой цели в школах существуют научные общества учащихся. Работа в НОУ способствует и социализации личности учащихся, так как воспитывает в них активную жизненную позицию. Это очень актуально в наших постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Научные общества учащихся в школе это:
— средство воспитания активной жизненной позиции школьников, необходимой для их последующей успешной социализации;
— средство для развития уникальных творческих способностей наиболее одаренных учащихся;
— средство усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Создание НОУ в образовательном учреждении дает следующие результаты:
— обучающиеся научатся самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
— у педагогов формируется и развивается мотивация к проведению исследовательской деятельности;
— формируется система исследовательской деятельности в образовательном учреждении во взаимодействии с ВУЗами.

Научное общество учащихся МБОУ Лицей №28 имени Н.И. Рябова было организовано в 2005 году.

Для того, чтобы лицей стал центром научно- исследовательской деятельности, была проведена большая подготовительная работа. И, в первую очередь, это изучение мнения педагогического и ученического коллектива. Так, социологический опрос, который провела администрация лицея, показал, что среди учащихся за создание НОУ высказались 48,8%, среди педагогов — 40% хотели бы работать руководителями секций. Эти данные показали, что в лицее достаточно популярна идея исследовательской работы, дети и педагоги понимают ее значимость и имеют к ней высокий интерес. Эта информация была проанализирована на педагогическом совете, посвященном организации научно-исследовательской работы учащихся и определена задача поддержки талантливых учеников как одна из приоритетных.

После того, как на педагогическом совете школы было принято решение о создании НОУ, были организованы интеллектуальные чтения «Биография науки в лицах» для того, чтобы учащиеся смогли почувствовать себя будущими членами НОУ. К чтениям учащиеся готовили рефераты об одном из представителей науки в той области знаний, которая им интересна. Работы заслушивались в классе и наиболее значимые из них являлись пропуском в НОУ. Каждая научная секция готовила свою презентацию, которые затем были представлены на празднике «Парад служения науке». Там же были приняты положение о работе НОУ и устав.

В 2007 года НОУ «Дети Архимеда» вошло в совет Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего», региональное отделение которой функционирует на базе Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества».

Организация работы НОУ

Направления деятельности обучающихся лицея (членов НОУ):
— включение в научно-исследовательскую деятельность;
— приобретение исследовательских умений и навыков;
— становление исследовательской позиции.

Направления деятельности педагогов-руководителей:
— разработка индивидуальных программ для одаренных обучающихся;
— осуществление текущего руководства, оказание методической, организационной помощи в проведении исследования;
— оказание помощи учащимся при подготовке к выступлению на конференциях различного уровня;
— проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся;

Библиотекарь лицея учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.

Направления деятельности администрации лицея:
— задает общую стратегию развития научно-исследовательской работы (НИР);
— создает единый координационный центр НИР;
— создает условия для осуществления НИР;
— осуществляет систему стимулирования участников НИР;
— заключает договоры о сотрудничестве;
— оказывает помощь руководителю НОУ в выполнении плана НИР.

Руководитель школьного научного общества учащихся:
— осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в лицее;
— организует планирование работы НОУ;
— разрабатывает нормативную базу реализации исследовательской деятельности: положения, рекомендации, требования;
— проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских, проектных и других развивающих технологий обучения;
— координирует деятельность административно-педагогического персонала по данному вопросу;
— консультирует руководителей ученических исследовательских работ;
— дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в лицее, анализирует и корректирует ход исследовательской деятельности;
— организует проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и конкурсов;
— оказывает помощь в проведении массовых мероприятий НОУ.

Высшим органом НОУ является собрание. На нем утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5 человек, принимается план работы на год. Заседания совета НОУ проходят один раз в месяц. Основой НОУ являются секции, возглавляют которые учителя-руководители.

План работы научного общества учащихся включает в себя следующие разделы:
— заседания Совета научного общества учащихся;
— познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;
— научно-исследовательская деятельность;
— творческая деятельность.

На заседании Совета НОУ рассматриваются вопросы организации работы НОУ. Это и изучение членами Совета результатов диагностики, проведенной в классах, и содержание работы предметных научных секций, и анализ участия членов НОУ в предметных олимпиадах, и подготовка научных конференций. Планирование заседаний Совета НОУ дает возможность прогнозировать и осуществлять контроль за организацией научно-исследовательской работы в лицее, корректировать деятельность самого совета. По итогам года Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом педагогическом совете. На этом же педагогическом совете педагоги высказывают свое мнение о работе секций и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской работы на новый учебный год. Руководителям секций, а также обучающимся, которые наиболее активно участвовали в научно-исследовательской работе, вручаются грамоты.

Научное общество учащихся «Дети Архимеда» ведет работу по следующим направлениям (секциям):
— русский язык и литература;
— иностранные языки;
— математика;
— физика;
— информатика;
— экология;
— биология;
— химия;
— география;
— история;
— обществознание;
— краеведение.

Научно-исследовательская деятельность НОУ предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем, посещения научных учреждений, предприятий, встречи с людьми, прославившими науку в данной области, посещение выставок, связанных с проблематикой работ, встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся лицея.

Эколого-биологические секции НОУ продолжают работу и летом, на полевой практике и в экспедициях. На 21 км Рассказовского шоссе, у лесного озера Шеверляй разбивается летний лагерь. Здесь ребята отдыхают и занимаются исследовательской работой по всем разделам биологии. Составляются списки основных видов растений и животных данного региона. За истекший период были проведены исследования озера Шеверляй, Чистоозерского озера, озера старицы Липунцы, пруда Пионерский на реке Мошляйке, озера Чистое (в охотхозяйстве).

Творческая деятельность каждой секции предполагает проведение конкурсов знатоков науки и конкурсов интеллектуалов, викторин, вечеров. Такая деятельность НОУ и работы в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

Научно-практическая конференция лицея проходит один раз в год. Выступление на конференции помогает преодолеть неуверенность, откорректировать работу учащихся. Ребята готовят к выступлениям слайдовые презентации и буклеты. Победители школьной конференции направляются на городские и областные конференции. Ежегодно проводятся Рябовские чтения среди учителей и учащихся-членов НОУ.

С 2005 года обучающиеся лицея ежегодно участвуют в городской научно-практической конференции «Человек и природа», в межрегиональной конференции «Грани творчества», в межрегиональных юношеских чтениях им. В.И. Вернадского, где занимают призовые места.

Результатом работы НОУ являются повышение интереса к предметам и к занятию исследовательской работой, улучшение успеваемости школьников по предметам, увеличение количества победителей и призеров в олимпиадах. Выпускники лицея учатся не только в ВУЗах г. Тамбова, но и в гг. Москва, Рязань, Санкт-Петербург.

Учащиеся лицея являются призерами научно-практических конференций разного уровня:
2005г. — научно-практическая конференция «Человек и природа» (I место);
2006г. — X Научно-практическая конференция «Грани творчества» (III место) (секция экология);
2007г.- IV Научно-практическая конференция «Человек и природа» II место;
2007г. — IX межрегиональные юношеские чтения им. В.И. Вернадского лауреаты;
2008г. — XII Межрегиональная научно-практическая конференция «Грани творчества» (II место) в секции естественных наук;
2008г. — городская научно-практическая конференция учащихся инновационных учебных заведений «Грани творчества» (I место);
2010г. — VII городская ученическая научно-практическая конференция «Человек и Природа» (I место)
2012г — XIV юношеские чтения имени В.И.Вернадского (III место).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *