Помощь первокласснику

Ольга (20 ноября 2012)

Уважаемые психологи!
Моя старшая дочь пошла в первый класс, как правильно организовать процесс приготовления уроков, стоит ли помогать и как?
____________________________

Отвечает педагог-психолог Е.В. Лях (27.11.2012)

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнительно, когда ребенок только пошел в школу, необходимо помочь ему адаптироваться к новым обязанностям и к новому распорядку дня.

Во-первых, продолжительность подготовки домашних заданий составляет

в 1 классе — до 1 часа (3/4 часа);
во 2 классе — до 1,5 часов (1 час);
в 3 классе — 2 часа (1,5 часа);

Во-вторых, необходимо обеспечить условия работы, а именно, привычное рабочее место, определить время для приготовления домашнего задания, прогулок, игр, а так же место для необходимых принадлежностей. При наличии вышеперечисленного у младшего школьника выработается необходимая установка, возникнет рабочий настрой и желание приступить к работе.

Выработайте у младшего школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать в каком порядке делать уроки.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать — легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Взрослый человек умеет себя контролировать в процессе работы, и по окончанию ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет. Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью.

У ребенка выработается и затем сохраниться положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых;
  • в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
  • вернувшись, домой с работы или, наоборот встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
  • не будете стоять над душой у ребенка, пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»);
  • в случае если ошибки действительно есть, все равно найдите возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже не значительные успехи (Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»).

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр. Речь идет о ребенке, не посещающем группу продленного дня. Дети, посещающие ее, выполняют домашние задания там. Дома они должны отдохнуть, развлечься, пообщаться с родителями и друзьями. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо.

Никогда не повышайте голос на ребёнка, когда тот чего-то не понимает. Это не только не поможет ему быстрее понять материал, но и сформирует у него комплекс неполноценности, ему будет казаться, что он плохой сын (или дочь) и не оправдывает ваших ожиданий.

К сожалению, иногда родители слишком усердно «помогают» ребенку, что порой вызывает противоположный эффект. Первоклассник привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их самостоятельно. Родителям целесообразно обозначить границы помощи и постепенно их уменьшать. Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

Вот еще некоторые простые правила, которые помогут вам и вашему первокласснику:

— пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

— время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;

— не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате.

Материал подготовлен педагогом-психологом Лях Е.В. по: Акимова Г. Как помочь своему ребенку. Справочник по повышению родительской компетенции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *