Школа вожатского мастерства “Капитаны счастливого детства”. Занятие 5

Дорогие друзья!

Мы продолжаем занятия на дистанционном семинаре по подготовке к летней оздоровительной кампании. Предлагаем Вам, организаторам летнего отдыха детей, некоторые рекомендации, советы, конкретные формы работы с детьми.

Занятие № 5.

Наше очередное занятие очень важное и очень интересное.

Что такое отрядный огонек? Как его организовать и провести?

Во Всероссийском детском центре «Орленок» родилась замечательная традиция – собираться всем отрядом у костра. В современном лагере такие вечерние огоньки называются «свечка». Вожатый зажигает свечку, выключается в комнате свет, отряд садится в круг и начинается беседа. Вот эту замечательную традицию переняли многие отряды и лагеря нашей области.

Итак! Разберем все по порядку. Можно выделить несколько важных моментов в подготовке и проведении огоньков.

Прежде всего, место проведения. Оно должно быть удобным, безопасным и «своим» отрядным. Отрядный огонек – это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

Отрядный огонек – это конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления:

сами планируем,
сами организуем,
сами проводим,
сами обсуждаем.

Отрядный огонек — это тесный круг друзей. Каждый может сесть там, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза своих товарищей. У круга нет конца и нет начала — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Отрядный огонек учит детей осмыслению жизни, прививает навыки коллективного анализа и, наконец, воспитывает в них культуру общения, искусство разговора, формирует общественное мнение, развивает навыки общественного «думанья». Главное в огоньке — содержание и тональность.

Правила проведения отрядного огонька

  • Проводится вечером (в центре круга становится свеча, в целях пожарной безопасности лучше использовать электрическую лампу или фонарь, стилизованную под костер).
  • Все сидят в кругу, каждый видит глаза товарища и чувствует плечо друга.
  • Голоса звучат приглушенно.
  • Используются тихие, лирические песни.
  • Присутствует весь отряд.
  • Нельзя заставлять или запрещать говорить.
  • После огонька все разговаривают вполголоса.
  • Откровенность и принципиальность – норма разговора.

Для ребят эти правила могут быть сформулированы, например, вот так:

1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузу и подними руку или попроси слова.

2. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.

3. Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать.

4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.

5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.

6. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

7. Берешь время, дай возможность высказаться другому.

8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.

9. Во время выступления старайся ответить на четыре вопроса:

— «Что было хорошо, понравилось?»;
— «Что не получилось, огорчило?»;
— «Кому хочется сказать спасибо?»;
— «Что можно предложить?».

Дорогие друзья! Возможно, у вас правила будут иными.

Предлагаются и такие традиции и ритуалы.

1. Традиции круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле.

2. Традиция доброго отношения друг к другу.

3. Традиция ведущего. Ведет вечерний отрядный огонек дежурный командир или лидер дня. В младших отрядах это может быть вожатый.

4. Традиция доброго отношения к песне. Песня поется в кругу, и нельзя прерывать, она всегда поется до конца.

5. Традиция легенд. Легенды рассказываются разные: «О любви», «О дружбе», «О верности», «О гордости», «О достоинстве» и т.д.

6. Традиция сюрпризов. Сюрприз может быть как материальным, так и духовным, но обязательно для каждого.

7. Выбор «Человека дня». В конце огонька тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «Человек дня», то есть тот, кто был в этот день лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, он может заказать себе песню, которую исполнят для него все члены отряда, а по результатам всех дней определяется лидер смены.

Тип огонька определяется задачами, стоящими перед коллективом:
— огонек знакомства;
— огонек по итогам оргпериода;
— огонек — анализ дела;
— огонек — анализ дня;
— огонек дежурного отряда;
— огонек — откровенный разговор;
— огонек прощания.

Огонек знакомства «Расскажи мне о себе»

Первый огонек — огонек знакомства «Расскажи мне о себе» проводят вожатые.

Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.

Педагогическая задача огонька первых дней – научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый день в лагере.

На первом огоньке нужно договориться о талисмане отряда, который во время вечерних огоньков будет по кругу передаваться, он называется «символ откровения» — зажженная свеча, шишка, игрушка…

Возможно, ваш «огонек» будет завершаться традиционной речевкой, которую все произносят вполголоса:

«Над лагерем ночь спускается.
Ребятам спать пора.
Спокойной ночи, Родина,
До светлого утра.
Спокойной ночи, девочки (эти слова произносят только мальчики),
Спокойной ночи, мальчики (говорят только девочки),
Спокойной ночи, наши вожатые,
Спокойной ночи всем!»

После этого руки размыкаются, ребята разбредаются по своим комнатам и говорят только вполголоса.
В лагере «Зеркальный» в Всероссийском лагере «Орленок» есть такая традиция — после последней фразы «…Спокойной ночи всем!»: нужно взять себя за левое ухо и, прыгая вокруг своей оси на правой ноге, трижды произнести: «Пусть нам завтра повезет!». Старожилы уверяют, что это лучшее средство для удачного дня.

Огонек — анализ дела

Задача: научить ребят видеть причину удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу, качества соорганизации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.

По содержанию

1. Что нового, полезного вы открыли для себя?
2. Полностью ли вы использовали литературу, музыкальное оформление?
3. Какая интересная проблема, тема, привлекла особо ваше внимание?
4. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?
5. Помогло ли это стать лучше нашему коллективу, приблизиться к тому идеалу, который обсуждается в отряде в начале смены?
6. Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?
7. Как выглядит ваш отряд на фоне других?
8. С какими отрядами удалось подружиться?
9. Какие отряды вы узнали лучше? И т.п.

По организации:

1. Чем отличается подготовка к делу, как смогли организоваться члены отряда при подготовке и организации дела?
2. Какие организационные навыки, умения вы приобрели при подготовке дела и его проведении?
3. Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?
4. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? И т.п.
Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых «огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Итоговый огонек «Расскажи мне обо мне»

Задача: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.

Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллектива говорят о нем.

Предлагаем несколько «изюминок» для проведения отрядных огоньков.

«Ниточка»

Перед началом огонька вожатый предлагает взять ниточку. Кусочки разноцветных ниток длиной от 10 до 30 см лежат рядом с ним.

Во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось; что надо сделать, чтобы было лучше) каждый ребенок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец. Когда ниточка намотана, выступление прекращается.

Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку или короткую реплику.

«Конверт откровений»

Накануне огонька вожатый просит ребят написать на листке волнующие их вопросы о жизни отряда. Желательно, чтобы вопросы были обращены ко всем членам отряда, а не к кому-то конкретно.
Ребята передают друг другу конверт, как эстафетную палочку. Получивший его, выражает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, ребенок читает его, высказывает свое мнение по этому поводу, предлагает ответить другим.

Г.М. Анненкова

В добрый путь, дорогие друзья!
В страну Солнечного лета!
 

У вас есть вопросы? Предложения? Мы ждем ваши комментарии!

ПИШИТЕ НАМ! 


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *