Школа вожатского мастерства “Капитаны счастливого детства”. Занятие 4

Дорогие друзья!

Мы продолжаем занятия на дистанционном семинаре по подготовке к летней оздоровительной кампании. Предлагаем Вам, организаторам летнего отдыха детей, некоторые рекомендации, советы, конкретные формы работы с детьми.

Занятие № 4.

Технология подготовки отрядного дела

Отрядное дело — конкретное дело, проводимое в рамках отряда.

Целью отрядных дел является развитие личности, формирование, укрепление, объединение отряда.

В структуре отрядной работы отрядное дело занимает одно из значимых мест.

На организационном сборе отряда и на сборе планирования ребята пытаются ответить на вопросы: «Как мы будем жить?», «Что мы будем делать?» «Как будем делать?». При решении этого последнего «как» ребята и учатся мыслить, прежде всего, с позиций реальных организаторов, и чем больше ребят будет вовлечено в этот процесс, тем в большей мере мы приблизимся к цели развития инициативы и самодеятельности каждого ребенка.

В каком случае отрядное дело будет по-настоящему интересным, полезным, значимым? Тогда, когда его предложили сами ребята. Сами придумали, подготовили и провели. Только при таком подходе реализуется один из главных принципов самоуправления, который мы называем

«Четыре сами»:

Сами планируем,

Сами готовим,

Сами проводим,

Сами анализируем.

Как же сделать, чтобы в подготовку дела были задействованы все желающие ребята, чтобы всем было интересно? Чтобы не только вожатый или определенная группа активных ребят в отряде организовывали все дела?

Чтобы все ребята принимали самое живое участие в реализации отрядных планов, подготовке и осуществлении задуманного? И практически каждый подросток приобрел организаторский опыт?

Дорогой друг!

Для этого существует несколько способов-методов подготовки дел.

1. Инициативная группа — это временный организаторский орган коллектива, но состоящий из числа добровольцев, изъявивших желание взяться за организацию какого либо дела; чаще всего это подготовленные, компетентные дети, достаточно грамотные в данном вопросе, те, которые хотят поделиться своими знаниями с другими детьми.

Главные условия для создания группы:

— сами пишут сценарий;
— сами организуют и проводят дело;
— сами анализируют.

Таким образом, в инициативную группу по подготовке какого-либо отрядного дела входят ребята, которые предложили провести это дело, и сами хотят принять участие в подготовке такого дела, интересуются этим вопросом, хотят больше узнать по тому или иному направлению, хотят поделиться своими знаниями с ребятами.

В инициативную группу входят желающие: и те, кто достаточно грамотен в данном вопросе, и те кто просто хочет принять участие в подготовке дела, попробовать себя.
Поэтому вожатому необходимо проконтролировать, чтобы поручения в группе были распределены с учетом знаний, способностей и возможностей каждого участника группы.

2. Творческая группа — это тоже временный коллектив, наиболее подготовленных, грамотных ребят. Формируется, как правило, в тех случаях, когда нужно иметь способности, определённый опыт и специальные знания, а также уметь регулировать работу (например, подготовить литературно-музыкальный вечер, познавательно-творческих дел, спортивно-туристических
и т.д.)

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело целиком или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом и состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

Этапы работы творческой группы:

— группа разрабатывает подробный сценарий дела;
— распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, отдельным ребятам по подготовке дела;
— корректирует действия ответственных за подготовку отрядного дела;
— проводит дело;
— анализирует дело, подводят итоги своей работы совместно со всеми ребятами отряда.

3. Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

В отличие от творческой и инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.

Совет дела:

— привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;
— разрабатывает конкретный сценарий дела;
— организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;
— контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идет работа, рассказывает об интересных находках для того, чтобы уже в ходе подготовки совершенствовать задания;
— руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;
— анализирует проведенное дело со всеми ребятами отряда.

При таком способе работы все ребята — члены микрогруппы ( не менее 4-6 чел) подчиняются тому, кого выбрали в совет дела и кто регулирует взаимодействие их группы с другими в коллективной деятельности.
Совет дела дает возможность каждому внести свое предложение в общее дело, каждому поучаствовать в исполнении, чем он и отличается от инициативной и творческой групп.

Вожатый! Обрати внимание!

Обычно советы дел (также, в принципе, как и творческие группы) выбираются, формируются на сборе-планирования отряда.

Сколько дел ребята захотят провести в смене — столько может быть и советов, творческих групп, которые могут работать параллельно.

По окончании дела совет, творческая или инициативная группа прекращают свою работу

В своей практической деятельности каждый вожатый может использовать и другие варианты, способы подготовки дел. Но всегда нужно помнить:

— общее мнение вырабатывается из предложений каждого;
— соблюдение принципа формулы «Четыре сами», которая дает возможность развивать инициативу и самостоятельность подростков;
— отрядные дела могут быть самые разные, но все они должны соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят;
— обязательным для каждого из вариантов подготовки дел должен стать анализ проведенного дела, когда все ребята отряда размышляют над удачами, ошибками и определяют для себя перспективы, планы на будущее, программу последействия.

Схема проведения анализа дела с отрядом:

1. Поблагодарить (найти за что, даже если дело было «провальным»):

— Что было хорошо и что понравилось?
— Какие были интересные находки?
— Как сработала группа (группы)?
— Как дело сработало на отряд, чем дело было полезным для отряда?
— Кто по-новому, с неожиданной стороны раскрылся?
— Чему научились при проведении дела?
— Смогу ли я провести подобное дело у себя в другом лагере, в школе или ином объединении..

2. Выявить ошибки и неудачи:

— Что не получилось и почему?
— Недостатки дела?

Необходимые компоненты успеха любого дела:

— интересные задания;
— красочное оформление;
— музыкальное сопровождение;
— находчивый ведущий;
— компетентное жюри;
— эмоциональные зрители;
— исполнительные помощники;
— подготовленные участники;
— призы для победителей.

Главное для вожатого — не просто обучить ребят, что делать и как, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки, не обижая грубыми словами своих подопечных.

Есть слова-словно раны, слова-словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут,
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словами можно полки за собой повести.

Г.М. Анненкова

На следующем занятии мы поговорим об отрядных огоньках. Как их организовать и провести. 

У вас есть вопросы? Предложения? Мы ждем ваши комментарии!

ПИШИТЕ НАМ! 


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *