Дополнительное образование детей как ресурс развития одарённости

«Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

Материалы научно-практической конференции

щелкните по ссылке для перехода к списку статей

Сведения об авторе:

Задоя Надежда Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33

Педагог-психолог

 

E-mail: ned.letka@mail.ru
Телефон: 89204888775

Рождаются на свет дети! И у каждого из них своё предназначение. Так семя яблони непременно превратится в яблоню, а не в апельсин и не в грушу.

Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов, которые в процессе воспитания и обучения не только реализуются, но подчас блокируются или самоблокируются. Нам, взрослым, необходимо помочь детям расти, раскрывать природный талант — растить ребёнка как дерево, окружая любовью, передавать свои знания и опыт и хранить их как сокровище.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий — сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе, корректировать проблемы поведения, организовывать интересный досуг, в конечном счете, развивать.

Чтобы работа состоялась в этом направлении, перед современной школой стоит ответственная задача — внести действенные изменения в её жизнь, создать неповторимую атмосферу творческого поиска, потенциала.

Формированию мыслящей, талантливой, одарённой, любящей окружающий мир и людей личности, способствует, как правило, совместный процесс инициативы, самодеятельности, творчества, объединяющий усилия педагогов, родителей, обучающихся.

Это единственный верный и надёжный, на мой взгляд, способ встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство.

Важнейшим ресурсом развития одарённости детей является система дополнительного образования. Расширение и углубление знаний по предметам, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным действиям — является целью этих занятий.

Само понятие одарённость относится к далеко не простой категории и представляет собой сочетание 3-х характеристик:

  • интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень;
  • творческого подхода;
  • настойчивости.

3-х основных критериев:

  • одаренность академическая (успешность в учебе);
  • одаренность интеллектуальная;
  • одаренность творческая.

Приложение №1

Дополнительное образование не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка; оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранности, в  образовании, в ранней профессиональной ориентации.

Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.

По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система общественных и духовно – нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.

Разработана целая система государственной и муниципальной поддержки одарённых, талантливых детей и реализации их одарённости.

Инновационность образовательной системы центра дополнительного образования заключается в возможности раннего выявление, развития и широкого освещения положительных личностных качеств и устойчивых избирательных интересов каждого ребёнка на каждой возрастной ступени.

Педагогический коллектив МБОУСОШ №33 заинтересовался разработанной системой и решил оказать поддержку одарённым, талантливым детям через деятельность дополнительного образования, считая, это дополнительным ресурсом развития творческого потенциала.

Предварительно был проведён социальный опрос родителей об актуальности создания ЦДО. Семьдесят восемь процентов (78%) респондентов выразили своё положительное отношение к созданию детского центра на базе школы. Талантливые педагоги незамедлительно приступили к разработке программ (авторских, модифицированных), исходя из пожеланий родителей, детей и собственных наработок и творческого потенциала.

Большим событием для педагогов и обучающихся МБОУСОШ №33 явилось открытие в 2008 году на базе учебного учреждения центра дополнительного образования «Шаг в Будущее».

Приложение №2

Необходимым условием для поддержки одарённых детей является умение выявить, не проглядеть тех, в которых на генетическом уровне заложена одарённость. Такие дети, как правило, отличаются от многих других. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

В этом педагогам помогает психолог, используя при этом психологический инструментарий для выявления одарённых детей. В школе создан банк данных, в котором фиксируется информация о детях одарённых и талантливых. В индивидуальные карты вносятся все их достижения на протяжении всего периода обучения в центре.

Приложение №3

Приложение №4

Такой подход позволяет не только выявить способных детей, но и научить их думать, предпринимать определённые усилия для собственного развития, становления и реализации личностного творческого потенциала, при котором жизнь подростка становиться яркой, запоминающейся. Сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно – эстетически, обретает лидерские качества. Быть творческим лидером – это престижно, актуально, значимо.

Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то в дальнейшем находит себя в профессиональной деятельности, и приносит реальную пользу своему Отечеству.

Подтверждением тому являются достижения выпускницы нашей школы и нашего центра Сулим Юлии. Она является лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и дипломантом Всероссийских конкурсов, награждена стипендией им. И.И. Дубасова. В настоящее время девочка обучается в г. Москва в университете им. Ломоносова, в школе она была увлечена поисковой и исследовательской работой, а сейчас занимается научно-исследовательской деятельностью. А началом всему послужили её занятия в ЦДО «Шаг в будущее», в детском объединении «Я землю эту люблю».

Учитывая разнообразные интересы детей и подростков в возрасте 7-16 лет, в ЦДО «Шаг в будущее организована работа детских объединений по 6 направлениям:

  • Физкультурно — спортивное;
  • Туристско — краеведческое;
  • Военно — патриотическое;
  • Социально — педагогическое;
  • Художественно — эстетическое;
  • Интеллектуально — познавательное.

Приложение №5

Программное обеспечение включает в себя 32 дополнительных образовательных модифицированных и авторских программ, имеющих экспертное заключение.

Приложение № 6

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. Таким образом, многообразие выбора возможных видов деятельности позволяет нашим учащимся реализовать себя в рамках Центра дополнительного образования «Шаг в будущее».

На протяжении 4-х лет дети находят в нашем центре увлечения по интересам, каждому ребёнку создаются максимально комфортные условия, каждого любят, уважают и ценят, независимо от успехов.

Приложение №7

Создать такой центр, где живётся по — сказочному счастливо, в любви и согласии, стало возможным из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, таланта, юмора и многих других качеств, которые воспитывают в детях не менее талантливые и увлечённые своим делом педагоги – профессионалы своего дела.

Приложение №8

Важнейшим условием успешного развития системы дополнительного образования детей является: обеспечение высокого уровня кадрового потенциала, творческое содружество детей и взрослых.

В центре дополнительного образования «Шаг в будущее» работают 35 педагогов из них:

  • 7 педагогов имеют высшую квалификационную категорию;
  • 25 педагогов первую квалификационную категорию;
  • 3 педагога являются лауреатами проекта «Признание»;
  • 4 педагога — победители областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области — 2011»;
  • 5 педагогов — победители областных и Всероссийских конкурсов.

Дети приходят после уроков уставшими, и им нужно создать микроклимат, способствующий снятию усталости, напряженности. И только потом происходит плавное погружение детей в творческую атмосферу.

Как руководитель центра и педагог-психолог, я рекомендую педагогам включать в занятия психологические приёмы по нормализации общего состояния детей: элементы тренинга по снятию мышечного напряжения, релаксирующую музыку. Все педагоги владеют приёмами снятия мышечного напряжения у детей и имеют в своём арсенале релаксирующие упражнения.

Приложения № 9

Работа каждого педагога строится по следующим принципам:

  • развитие интересов и способностей детей;
  • создание ситуации успеха на занятиях;
  • стимулирование возникновения доброжелательных отношений в группе.

Педагоги нашей школы умело применяют в своей работе инновационные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала воспитанников, создают условия успешности каждого конкретно взятого школьника, поддержку талантливых и одарённых детей.

Приложение № 11

Важнейшим условием развития творческих способностей обучающихся является содружество педагогов и обучающихся. Подобная радость творческого созидания является своего рода кузницей знаний, мастерской дум, где ребёнка окружает красота, игра, фантазия, творчество. Ярким показателем такого содружества явился городской семинар «Центр дополнительного образования – одно из условий социального благополучия детей», проведённый 1 марта 2011 года.

Приложение №12

Такая активная деятельность обучающихся в центре способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, формированию благоприятного социально-психологического климата.
В Центре дополнительного образования детей «Шаг в будущее» занимается 916 обучающихся. Творческие коллективы и воспитанники творческих объединений центра являются активными участниками и победителями городских конкурсов, окружных, региональных, Всероссийских. Это подтверждено множеством грамот, дипломов, свидетельств, благодарственных писем, ценными подарками.

Приложение №13

Ребёнок — это сосуд, который необходимо наполнить радостью, любовью, ценностями, успехом, интересом, желанием, настроением, добром. И этот процесс, на мой взгляд, успешно осуществляется в центре дополнительного образования «Шаг в будущее» на базе МБОУСОШ №33.

Безусловно, дополнительное образование в школе решает целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  • выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствует выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечивает каждому ученику “ситуацию успеха”;
  • содействует самореализации личности ребенка и педагога.

И прежде всего, создаёт дополнительный ресурс развития одарённости обучающихся.

Много столетий назад в Библии были записаны мудрые слова: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится», что свидетельствует о неоценимой роли родителей и педагогов в воспитании детей, в развитии их способностей.

Не скупитесь проявлять любовь к детям. Проводите с ними время, воспитывайте и обучайте их. Это принесет счастье и радость, как нам взрослым, так и нашим детям!

Приложение №14

Приложение №15

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *