Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества в условиях реализации ФГОС

«Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

Материалы научно-практической конференции

щелкните по ссылке для перехода к списку статей

Сведения об авторах:

Попугаева Ирина Яковлевна, директор

Дынник Лариса Викторовна, зав. методическим отделом

Рязанова Валентина Николаевна, к.п.н., доцент, методист

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества г. Тамбова

E-mail: centr-tambov@narod.ru

Телефон: 8 (4752) 44-06-31

Перед современной педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня этнокультурной компетенции.

Наиболее перспективной образовательной стратегией в этнически неоднородной среде, как показал анализ литературы, является концепция мультикультурного образования, опирающаяся на современное понимание полиэтничности. Полиэтническое общество – общество социально разнообразное, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности, при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства.

Перемены, происходящие в Российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку молодежи к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Задачей образовательных учреждений становится подготовка личности, гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой — гражданина России, мира.

Данные изменения были учтены разработчиками федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Акцент в стандарте сделан на процесс интеграции учебной и внеурочной деятельности, результатом которой должны стать универсальные учебные действия.

В структуре универсальных учебных действий особое место уделено формированию гражданской идентичности и этнической идентичности, как «специфической формы самоопределения».

Этническая идентичность пересекается с понятием этнокультурной компетентности, «как совокупности знаний о той или иной этнической общности и ее культуре». Т.В.Поштаревой дано подробное толкование этого понятия: «этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

При этом знания рассматриваются не как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Цель этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленности. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность, заключается в том, что обучающийся должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем.

Как показывает исторический опыт, этнокультурные традиции являются важнейшим инструментом формирования ценностной ориентации человека, а ценностные суждения и нормы определяют его дальнейшую деятельность, влияют на мировоззрение и методы принятия решений, в том числе и технологических.

В настоящее время важно определить перспективные и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурных ценностей в образовательный процесс, которые могут использоваться, как в преподавании различных учебных дисциплин, так и в процессе воспитания.

В их числе можно выделить:

  • создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента, разработку авторских инновационных программ, учитывающих государственную (общероссийскую), национально-региональную и местную (локальную) специфику;
  • разработку и учебную реализацию специализированных курсов по изучению этнокультурного наследия народов России;
  • приобщение индивида к этнокультурным ценностям, наследию, нормам и традициям своего этноса.

Региональный компонент является составной частью школьного образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.

Культура с социологической и антропологической точки зрения является совокупностью духовных достижений человечества, объективных и надвременных явлений, которые образуют непрерывную и неподвластную отдельному индивиду традицию.

В современных гуманитарных исследованиях каждый регион России рассматривается как уникальная социальная сфера, интегрирующая неповторимые особенности национально-демографического, культурно-исторического, духовно-нравственного и педагогического характера.

Это вызывает необходимость обоснования региональной системы обучения и воспитания школьников на базе тех учебных предметов, основой которых является предметно-практическая деятельность с ориентацией на творческое, духовно-нравственное развитие обучающихся.

Художественная культура Тамбовщины – явление очень многогранное.

Общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек выбрал самое «ценное», которое взаимосвязано с общественным и индивидуальным бытием, его духовным миром.

С целью формирования этнокультурной компетенции обучающихся в МБОДОД Центре развития творчества детей и юношества (далее ЦРТДЮ) открыт эксперимент «Народные художественные промыслы и ремесла Тамбовского края: проблемы сохранения и развития на современном этапе». В рамках этого эксперимента исследовано, отобрано и разработано содержание обучения декоративно-прикладному творчеству, традиционно сложившемуся на территории Тамбовского края, составлен пакет программ «Тамбовские ремесла» по девяти ремеслам тамбовского края: «Романовская глиняная игрушка»; «Михайловское цветное кружево»; «Ткачество»; «Плетение из соломки»; «Плетение из бересты»; «Православный сувенир»; «Полхов-Майдан»; «Русская тряпичная кукла»; «Народный костюм тамбовской губернии», а с 2010 года организован процесс обучения этим ремеслам. Содержание каждой программы включает в себя: исторические корни и особенности возникновения каждого ремесла; традиционные технологии создания изделий; имеющие наиболее рациональную форму и бытовое назначение изделия, отточенные мастерством многих поколений.

Для формирования этнокультурной компетенции участников образовательного процесса, педагоги ЦРТДЮ, возрождая культурные традиции предшествующих поколений, изучают технологии традиционных художественных ремесел и в совместной деятельности с обучающимися, приобретают опыт создания изделий, традиционных для каждого ремесла. Следующим шагом, способствующим развитию технологий традиционных ремесел, является интеграция исконных технологий, новых материалов в современных изделиях на основе дизайн-подхода. Процесс изучения традиционных технологий декоративно-прикладного творчества непрерывен и активизируется изучением Интернет-ресурсов и периодической информации, поступающей в библиотеку ЦРТДЮ. Итоги освоения ремесел подводятся на традиционных выставках-конкурсах «Юный умелец».

За три года педагогами и методической службой ЦРТДЮ в рамках Городского ресурсного центра организованы и проведены пять мастер-классов: «Соломенная птица», «Романовская глиняная игрушка», «Тамбовская вышивка», «Ткачество», «Плетение гайтана из бисера»; три круглых стола: «Результаты эксперимента по возрождению и развитию традиционных художественных ремесел за 2010-2011 уч.г.», «Развитие традиционных художественных ремесел в региональной системе образования», «Роль игрушки в жизни человека». Планируется проведение фестиваля традиционных тамбовских ремесел, в рамках которого обучающиеся, освоившие традиционные технологии декоративно-прикладного творчества, будут самостоятельно проводить мастер-классы.

Этнокультурная компетенция обучающихся, как сказано выше, формируется на основе интеграции классной и внеурочной деятельности, в которой последняя базируется на изучении содержания следующих общеобразовательных предметов: «Изобразительное искусство», «Технология», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Соответственно, перед педагогами дополнительного образования стоит задача корректировки дополнительных образовательных программ по изучению традиционных художественных ремесел Тамбовского края в рамках требований ФГОС второго поколения с учетом содержания соответствующих предметов.

Литература
1. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. – М. 1989.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур.//Вопросы философии. 1989 №6.
3. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. – М. 1988.
4. Библер В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур. – М. 1998.
5. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель. 1988.
6. Дрибижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях. – журнал Советская этнография. – 1991. № 1.
7. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. практ. заоч. конф. –Уфа, июнь 2011.
8. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Начальная школа. 2009. №9. с.6.
9. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации.- М. 2004.
10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.- М.,2003.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *