Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в условиях детских общественных объединений

«Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

Материалы научно-практической конференции

щелкните по ссылке для перехода к списку статей

Сведения об авторе:

Пученкина Екатерина Алексеевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
города Котовска Тамбовской области

Методист, педагог дополнительного образования

E-mail: eka-puchenkina@mail.ru , eka5859@yandex.ru
Телефон: 89158827547

В НОИ «Наша новая школа» особый акцент делается на положении о том, что «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения».

Развивающемуся обществу нужны нравственно и физически здоровые, современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; коммуникабельные и конкурентоспособные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности. Все эти перечисленные качества можно объединить одним понятием – лидер.

Проблема создания развития и успешной деятельности детских общественных объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений. Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.

Одной из основных предпосылок является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне детского коллектива – формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства.

Участие в жизнедеятельности коллектива готовит подростков к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления – подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подростком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности.

Таким образом, основная идея педагогической деятельности на сегодняшний день – это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социально значимой деятельности.

Для воспитания лидеров детского коллектива мною была разработана программа «Школа Успеха «Я-Лидер!». Программа ориентированна на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь им более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично- и общественно полезной деятельности.

Цель: создать условия для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность в рамках обучающего блока занятий.

Задачи:
1) выявление первичного уровня знания подростком собственного лидерского потенциала;
2) создание благоприятных условий для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
3) организация занятий по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
4) включение подростка в систему аналитической деятельности;
5) организация совместно с подростком работы по разработке и проведению мастер — класса;
6) определение вместе с подростком путей дальнейшей реализации его лидерского потенциала.

Предполагаемый результат:
– подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме,
– у него сформирована четкая позиция в вопросе лидерства,
– владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства,
– знает формы работы в коллективе и основы формирования команды,
– владеет алгоритмами основных досуговых форм.

Стоит отметить, что для развития и формирования лидерских качеств у подростков необходимо заблаговременно продумать комплекс заданий, упражнений, этюдов. Так как только комплекс занятий позволит добиться эффективного результата в развитии лидерских качеств личности подростка. Реализация программы «Школы Успеха «Я – лидер!» оправдала предполагаемые результаты.

Деятельность по дополнительной образовательной программе «Школа Успеха «Я-Лидер!»» обеспечивает

  • эффективность воспитания социальной активности детей при внедрении следующих педагогических средств:
  • проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;
  • реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;
  • подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

В условиях Дома детского творчества перед подростками может выдвигаться большое разнообразие перспектив.

Появление лидера есть результат стечения места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы.

Характерной особенностей последних лет стали получившие распространение тренинги лидерства, идеология которых укладывается в общий девиз: «Лидерами не рождаются!». Лидерство понимается как совокупность приобретенных способностей, а также последовательность действий, обеспечивающих достижение успеха как в профессиональной, так и в личной жизни. Именно данная область постижения лидерского потенциала и является актуальным направлением поиска современных педагогических исследований.

Современному обществу нужны лидеры. И одной из важных составляющих социального заказа общества школе является: воспитание и развитие людей, способных повести за собой, пробудить интерес к делу, стремящихся «выложиться» для достижения общей цели, умеющих работать в команде, активно влиять на окружающих, наиболее полно понимать интересы большинства.

Неспроста сегодня в школе обеспечением воспитательной деятельности является Программа не только воспитания, а воспитания и социализации обучающихся.

Основными направлениям воспитательной деятельности школы в рамках Программы и в соответствии с введением новых ФГОС становится формирование социальной компетентности обучающихся для обеспечения условий активной социализации школьников, развития ученического самоуправления.

Успешное лидерство не передаётся по наследству. «Искусству быть лидером нельзя научить, ему можно только научиться» — очень точно заметил Гарольд Дженин. Можно научиться быть лидером, как учатся всему остальному в жизни, но для этого требуются мощное желание, упорство и настойчивость. И для этого необходимо большое желание и мастерство педагогов – людей, работающих с детьми и помогающих им стать настоящими лидерами.

Детское общественное объединение является воспитательным пространством развития лидерских качеств подростков. Предоставляемая каждому ребенку возможность осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями, их реальным, активным проявлением; наличие многообразной по содержанию социально-ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения; разнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей позволяют рассматривать детское общественное объединение в качестве воспитательного пространства развития лидерских качеств подростков.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие лидерских качеств подростков являются:

а) вовлечение подростков специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

б) использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования, которая обеспечивает каждому подростку возможность реализовать различные позиции членов объединения (от исполнителя до организатора);

в) осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств.

 

Один комментарий к “Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в условиях детских общественных объединений”

  1. Уважаемые коллеги!!Материалы научно — практической конференции 2012 года пора заменить на более свежие материалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *