Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования

«Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

Материалы научно-практической конференции

щелкните по ссылке для перехода к списку статей

Сведения об авторе:

Никульшина Валентина Викторовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
города Котовска Тамбовской области

Педагог дополнительного образования

E-mail: ddt68kotovsk@yandex.ru
Телефон: 8 (47541) 4-06-76

Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования

Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и художественно-творческой деятельностью. Для этого в городе созданы все условия. Однако, часть юного поколения предпочитает иной вид досуга: пустое хождение по улицам, употребление алкоголя, правонарушения. Чаще всего к такому досугу склонны дети и подростки, оставшиеся вне семейной заботы. Отвлечь внимание детей от асоциального среды, помочь им выбрать продуктивную деятельность – основная миссия профилактической услуги реабилитационного досуга. Иными словами, под реабилитационным досугом понимается не просто досуговая деятельность, а чётко направленная организация свободного времени юных граждан с целью их психологической и социальной адаптации. Эта реабилитационная технология для работы с детьми обеспечивает их занятость и решает задачи социальной и педагогической реабилитации. Акцент в данной услуге переносится с достижений в определённом роде занятий на решение актуальных, болезненных для ребёнка проблем.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области и приказом отдела образования администрации города Котовска второй год на базе Дома детского творчества реализуется профилактическая услуга «Реабилитационный досуг для детей группы риска». Цель услуги: отрыв детей от асоциальной среды и регулярные занятия продуктивной досуговой деятельностью. Из детей группы риска формируется целевая группа, которая включается в интегрированную группу в количестве не более 30% от общего количества детей

В отличие от социокультурного досуга, в реабилитационном досуге существует определенная последовательность действий (шагов), способствующих социальной адаптации и реабилитации ребенка. При этом необходимы индивидуальный подход к каждому ребенку, понимание его проблем и умение оказать помощь в их преодолении. Вот почему педагог заинтересован в строго определенной наполняемости группы и регулярной посещаемости занятий.

Работу с детьми группы риска осуществляют 6 педагогов дополнительного образования, средний возраст которых 37 лет, а педагогический стаж – 19 лет. Мы понимали, что качество предоставляемой услуги напрямую зависит от компетентности специалистов, её осуществляющих. Создание профессиональной команды, оснащённой методическим инструментарием и документацией, обладающей необходимыми знаниями и навыками по технологии, личной высокой мотивированностью – такова была основная задача на предварительном этапе. Знания и опыт, полученные на семинарских занятиях на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Центр развития творчества детей и юношества» позволяют специалистам педагогически грамотно осуществлять реабилитационную услугу как со всей интегрированной группой, так и индивидуальную работу с детьми целевой группы.

Профилактическая услуга «Реабилитационный досуг для детей группы риска» в течение года реализуется поэтапно. На каждом этапе существуют свои цели, решаются определенные задачи.
Этап введения в профилактическую услугу «Реабилитационный досуг» по праву считается одним из самых трудных. Цель данного этапа: найти ребенка и уговорить его поучаствовать в программе. Каждый педагог понимал, что большинство детей группы риска считают асоциальное поведение вполне приемлемым и, скорее всего, не будут испытывать явного желания что-то менять в своей жизни на первых порах. Практически невозможно привлечь подростков непосредственно в реабилитационную программу — скорее всего они этого не захотят, им это не нужно, их все устраивает в жизни. Причина проста — они недостаточно мотивированны. И это нормально — они не хотят загружаться и лечиться — они хотят, чтобы было интересно. Следовательно, главная задача предварительного этапа — создать мотивацию для подростков к участию в досуговом процессе. Личные встречи, доверительные разговоры, тепло, приятие, искренняя заинтересованность жизнью подростка, уважение к его личности, без оценочное принятие его таким, каков он есть способствовало тому, чтобы в 6 творческих объединениях начали заниматься дети и подростки «группы риска».

В 2011-2012 учебном году целевая группа сформирована из 39 воспитанников, занимающихся в 6 различных творческих объединениях. Из них:

36 человек с проблемами в поведении
2 ребёнка-инвалида
9 человек имеют трудности в развитии
4 ребёнка из проблемных семей
3 детей из опекунских семей

Для скорейшего привыкания детей к учреждению в первые дни занятий проводится увлекательная игра «Следопыты», которая хорошо известна многим педагогам. Она готовится совместно со старшими воспитанниками и помогает детям узнать историю Дома творчества, познакомиться с работниками учреждения, учит навыкам общения как с детьми, так и со взрослыми. Игра позволяет ребёнку решить, как он будет выполнять задания: в группе или самостоятельно, выбрать посильный для него уровень сложности. Поскольку в игре изначально заложена установка на успех, то дети чувствуют себя победителями, так как в конце игры каждый может сообщить другим то новое, что он узнал о Доме творчестве, его работниках и воспитанниках.

Немало труда приложили педагоги, чтобы процесс адаптации к занятиям детей целевой группы прошёл безболезненно, чтобы воспитанники не покинули коллектив после 2-3 посещений. Многие подростки, попадая в новый коллектив, первоначально переживают довольно болезненный процесс адаптации, от которого в значительной степени зависит судьба их пребывания в учреждении, взаимоотношения с новыми товарищами. «Адаптационный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа «трудный» подросток, то есть в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость». В этот период дети осматриваются, усваивают модели поведения, принятые нормам организации, находят подходящий круг общения по интересам. Эта ломка происходит в процессе включения подростка в коллективную деятельность, путем замены ложной романтики уличной компании на романтику здорового коллектива. На данном этапе особо тщательно велась индивидуальная работа, выявлялись трудности каждого ребёнка, составлялись программы реабилитации, вносились изменения в планы деятельности педагогов. В этот период очень важны игры и тренинги на сплочение группы.

Для воспитанников реабилитационной группы предшкольной подготовки «Домовёнок» традиционной стала игра «Путешествие в Волшебную страну», которая проходит в середине адаптационного периода и позволяет определить уровень сплочённости детского коллектива, развитие навыков общения между детьми и взрослыми, отношение воспитанников к своему педагогу. Родители выступают тут в роли наблюдателей и «сопререживателей». Поскольку дошкольники данного творческого объединения не посещают детские сады, то бабушки, мамы и папы бывают растроганы, ведь только здесь они по новому могут увидеть своего ребёнка, почувствовать, как многому он успел научиться, насколько он талантлив и успешен.
Такая целенаправленная деятельность принесла свои результаты. Все 39 воспитанников целевой группы прошли адаптацию и продолжают посещать занятия творческих объединений.

Основной реабилитационный период предполагает активное включение детей целевой группы в коллективную деятельность объединения, принятием коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения, с заменой их социально-одобряемыми действиями. На этом этапе ребята начинают раскрываться, показывают те стороны своей личности, которые они так тщательно скрывали под маской «трудного». Наиболее активные подростки берут на себя организаторские функции. На данном этапе еще возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются стереотипностью оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о подростках в коллективе класса, у учителей, у родителей. Преодолению этой довольно опасной инерции общественного мнения, стереотипных оценок педагогов способствует тесная связь творческого объединения со школой, семьей. Педагогические воспитательные усилия учителей, руководителей объединений, родителей должны направляться и действовать единым фронтом. В досуговую программу на данном этапе включаются тренинг-испытания, направленные на личностный рост, развитие Я-концепции, укрепление самооценки.

Большая психологическая игра для старшеклассников «Звёздные перекрёстки» обычно проводится в середине основного периода и ставит их перед проблемой выбора, учит принимать ответственность на себя за принятое решение. Работа в группах совместно с педагогами позволяет и детям, и взрослым по новому посмотреть друг на друга и даёт толчок развитию новых позитивных взаимоотношений.

Этап выхода из профилактической услуги также имеет свои особенности. Здесь подводится итог работы педагогов по реализации услуги, анализируются положительный опыт, изучаются проблемы, намечаются планы на будущее. Особенно важно в этот период подготовить ребёнка к выходу из услуги, научить его использовать положительный опыт, опираться на свои сильные стороны. Обычно в это время ребёнок с удовольствием идёт на общение, на откровенный разговор, строит планы на будущее. Именно в это время педагог проводит занятия, основная цель которых – мотивация подростка на достижение успеха, на уверенность в будущем. Основной девиз этого этапа – «всё в твоих руках».

В практике нашей работы мы завершаем учебный год игровой программой «Весёлая компания». Такая игра служит хорошим индикатором взаимоотношений и эмоционального состояния ребёнка. В этот день в парке Дома детского творчества в течение длительного времени небольшие группы подростков путешествую со станции на станцию и выполняют забавные задания сказочных персонажей. А после игры в творческих объединениях организуется прощальное чаепитие. Так завершалась реализация профилактической услуги в прошлом учебном году. Надеемся, что и в этом году игровая программа будет не менее интересной.
Таким образом, нетрудно определить значимую роль досуга для детей целевой группы. А именно: отдых от учебных нагрузок, возможность продемонстрировать личностные качества, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей, положительный эмоциональный настрой, снятие тревожности и др. Досуг для воспитанников – всегда самореализация и самореабилитация.

 

3 комментария к “Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования”

  1. Валентина Викторовна, спасибо за статью! Столько реальных подсказок в работе…Будем применять.

  2. Очень актуальная тема, хорошие подходы для самореализации и самореабилитации ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *