Путешествие в историю Тамбовского края

народные костюмы

18 июля 2017 года в рамках краеведческой смены «Наследники традиций» в ЦТО «Космос» снова приехал «Музей живой истории».

Специалисты ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» и АНО «Центр инновационных технологий дополнительного образования» провели для отдыхающих в лагере детей увлекательную экскурсию в мир исторического костюма Тамбовского края XVII – XIX веков. В этом путешествии дети соприкоснулись,  быть   может кто-то впервые, с уникальной культурой русского народа, увидели своеобразную красоту и богатство одежды, которую носили наши предки, проживавшие в прошлые века на территории нынешней Тамбовской области.

Одежда современных детей  в летнем оздоровительном лагере мало чем отличается друг от друга и от одежды взрослых воспитателей и вожатых – это, в основном, майки и шорты.

Каково же было удивление ребят, увидевших, как не похожа была раньше одежда разных  людей.  Она отличалась по сословиям, назначению, по возрасту владельца.

Ребят  пригласили на сцену и предложили надеть старинные костюмы, бытовавшие в Тамбовском крае в прошлые века. Первым был продемонстрирован богатый костюм воеводы из дорогой парчи и меха, затем костюм стрельца из красного сукна. Крестьянских костюмов было несколько: детский, девичий, женский и мужской.

Ребята узнали, из каких элементов состоял костюм и как украшался, из какого сырья производилась ткань. Девочки и мальчики познакомились с характерным для Тамбовского края южнорусским женским костюмом, который представлял собой поневный комплекс. Называется он так потому, что женщины в Тамбовском крае раньше на рубаху одевали поясную одежду типа юбки, которая и называлась поневой. Тамбовские поневы были черного цвета в клетку. Черные клетчатые поневы олицетворяли чернозем, а величина клетки – земельный надел крестьянской семьи. По размеру клетки можно было узнать, каков размер земельного надела имеет семья.

Удивились ребята и рогатой кичке – головному убору замужней женщины. Старинный женский головной убор насчитывал до 17-20 составных частей и весил порою по 5 килограммов. Ходила женщина в таком головном уборе, запрокинув назад голову. Отчего и выглядела надменной и горделивой. Потому и говорили: «Кичится!».

Отличалась от наряда крестьянских женщин одежда жен стрельцов – однодворок. Однодворки носили  полосатые юбки-андараки, нарядные рубахи с воротником «апаш». На праздники надевали на рукава красивые кружевные манжеты, а на шею повязывали  накладной стоячий кружевной воротник. Голову однодворок украшал расшитый кокошник.

Увидели ребята и старинный мордовский костюм коренных жителей Дикого поля. Так называли раньше земли, на которых был основан Тамбов. Мордовский костюм состоял из расшитой холщовой рубахи, подпоясанной кожаным поясом, на котором крепились кожаные шнуры,  богато украшенные пронизями из бронзовых украшений-оберегов и различных необходимых вещей.

Особое удовольствие ребятам доставила возможность примерить все эти костюмы на себя, выйти в них на сцену, продемонстрировать свою красоту и стать. Демонстрация костюмов завершилась дефиле под музыку из оперы «Садко», которое  плавно перешло во всеобщий веселый хоровод.

.

Вдохновленные увиденным,  дети отправились на  мастер-класс,  чтобы научиться старинному умению – делать из ткани куклу-скрутку.

На мастер-классе дети освоили технику изготовления двух видов тряпичной народной  куклы-скрутки: Кувадка и День-Ночь.

Одна группа детей работала над изготовлением куклы Кувадки. Интерес детей к творчеству пробудила славянская легенда о тряпичной кукле Кувадке. В прошлые века отец ребенка отвлекал внимание злых духов от только что родившегося малыша на Кувадку. А когда ребенок подрастал, то из оберега Кувадка превращалась в игрушку. Разноцветные  Кувадки вывешивались над колыбелькой младенца.

Педагоги помогли ребятам справиться с изготовлением кукол. Тряпичные куклы пробудили  воображение, позволили детям одушевить изделие, делать их «живыми», каждую со своим характером.

Изготовление тряпичной куклы позволило детям раскрыть свой творческий потенциал. У них появился навык создавать игрушку своими руками. Да и какой замечательный подарок для мамы!

Вторая группа детей изготавливала куклу День-Ночь.

В начале мастер-класса дети слушали рассказ педагога о том, что куклы «День и Ночь» изготавливались нашими предками для оберега жилища. Традиция изготовления таких кукол бытовала в Тамбовской губернии на протяжении нескольких веков.

Эти две совершенно одинаковые куклы, выполненные одна из светлой, а другая из темной ткани, связаны нитью и представляют собой единую композицию.

Ребята с удивлением узнали о том, что наши предки наделяли поэтической и магической силой кукол, которые  оберегали смену дня и ночи, порядок в мире. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная и работящая. Она – хозяйка дня и следила, чтобы в будние дни люди трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна и у людей все ладно.

 Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая – она хозяйка ночи. Ночь – таинственная волшебница.  Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются.         Но, главное – «Ночь» следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набраться сил. Она дарит сон и оберегает его.

И пусть не каждому из детей удалось с легкостью сделать своими руками кукол: кто-то работал быстро, а кто-то напряженно обдумывал каждое движение. Но в результате кусочки ткани, скрученные нитью и овеянные мудрой живой историей предков, превратились в детских руках в замечательный сувенир.

Яркое впечатление о празднике надолго останется в душах ребят и еще больше укрепит в них любовь к родному Тамбовскому краю, его традициям,  наполнит  гордостью  за богатую культуру русского народа.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *