Школа вожатского мастерства “Капитаны счастливого детства”. Занятие 3

Дорогие друзья!

Мы продолжаем занятия на дистанционном семинаре по подготовке к летней оздоровительной кампании. Предлагаем Вам, организаторам летнего отдыха детей, некоторые рекомендации, советы, конкретные формы работы с детьми.

Занятие № 3.

«Сегодня у нас пойдет разговор о плане работы отряда»

Что такое план?

План — это хорошо продуманная программа действий коллектива.
План нужен вожатому, чтобы четко осознать цель и задачи воспитания, вдумчиво отобрать содержание и средства, организационные формы работы. План поможет вожатому избежать суеты, неразберихи, неудач, приобрести уверенность в себе.

Вожатый!

Проведи до начала смены предварительное планирование. Можно составить план-сетку, план-график, план-список. Очень важно еще до встречи с детьми продумать основные мероприятия и дела смены. Надо познакомиться с программой лагеря, планом работы лагеря прошлых лет. Собрав необходимую информацию, можно приступать к планированию, но это только первый этап работы.

Следующий этап — это коллективное планирование деятельности (совместно с детьми)

Степень привлечения детей к планированию зависит от их возраста. Нельзя идти на поводу у ребят, включая в план только развлекательные мероприятия, дискотеки.

В центре любого дела должна быть забота об окружающих. Многое зависит от тебя, мой друг, вожатый, твоего умения увлечь ребят, заинтересовать делом, убедить, «заразить» своими идеями.

Сбор, посвященный планированию, принято проводить в последний день организационного периода.

На этом сборе утверждается и принимается план работы на смену. До сбора коллективного планирования необходимо провести подготовительную работу:

  • Выяснить тематику смены, является ли она профильной.
  • Определить цели и задачи смены. В этом тебе помогут начальник лагеря, старший вожатый, старший воспитатель.
  • Изучить детей отряда, их интересы и склонности, потребности, уровень развития, связи и отношения в детском коллективе.
  • Поместить в уголок отряда «Ящик предложений», «Банк идей», «Копилку интересных дел», «Каталог идей», либо стенд «Твои предложения в план», куда ребята смогли бы внести свои предложения.
  • Можно провести анкетирование по изучению желаний, интересов, способностей детей, но надо помнить: чем больше вопросов в анкете, тем меньше шансов получить правдивую информацию.

ПРИМЕР: Одной из формой коллективного планирования может стать игра «Аукцион идей» (игра проводится по форме аукциона).

«Товар» — это дела, которые предлагаешь ТЫ (вожатый), «деньгами» служат фантики, камешки. Те дела за которые заплатили больше «денег», войдут в план работы. Представляя каждое дело, ты даешь ему характеристику.

Найти полезные дела в лагере можно с помощью разведки.

Разведка полезных дел — это игра, где каждый разведчик. Отряд разбивается на группы, назначается командир. Каждая подгруппа получает конверт с секретным заданием-найти полезное дело для отряда по маршруту «Столовая», «Стадион», «Библиотека», «Хозяйственный двор» и т.д

При этом можно использовать карту-схему, куда заносятся условными знаками дела, найденные в «разведке». Позже, по мере выполнения дел, можно знаками отметить, что сделано, и на прощальном «огоньке» подвести итог-какую пользу отряд принес близким, лагерю и т. д.

При организации игры важно не забывать, что игра не должна длиться более 2-3 часов,иначе пропадет интерес.

СОВЕТ: надо провести предварительную работу с теми взрослыми, которые на маршруте встретятся детям.

После предварительной работы проводится сбор коллективного планирования, цель которого — составление плана работы на смену, определение ответственных, проведение выборов органов самоуправления.

План сбора отряда может быть следующим:

1. Разбить отряд на подгруппы по 5-6 человек. Чтобы не было споров, кто с кем хочет работать, и сэкономить время, можно использовать для деления на подгруппы:жетоны, карточки, старые листы календаря и т.д.

Например, можно разбить отряд на подгруппы по принципу «времена года», «дни недели», «рыбы», «птицы», «звери» и т.д

Но здесь могут сложиться группы разной направленности.

Лучше всего заготовь по количеству ребят в группе геометрические фигуры: квадрат, треугольник, ромб,перемешать карточки с изображением фигур и предложить ребятам выбрать одну. Затем предлагаешь объединиться всем «квадратам», всем «ромбам» и т. д. Группы получаются одинаковые по количеству, а ребята не будут спорить, так как фигуру выбрали сами.

2. Далее каждая подгруппа получает чистый лист бумаги и ручку.
Задание: написать список наиболее интересных дел, которые можно провести в отряде. Время выполнения:15-20 минут.

3. Потом каждая подгруппа по очереди выступает, рекламируя интересные дела. Затем все вместе обсуждают, какие дела можно включить в план работы. Те дела, которые получили всеобщее одобрение, выносятся в приготовленную сетку на ватмане. Дела можно вписывать по порядку, заполняя клеточки по количеству дней смены. Сюда же необходимо включать те дела, которые были предложены при проведении работы по планированию детьми. По ходу обсуждаются отдельные дела.

4. После обсуждения и выступления ребят сетка будет заполнена.(Но это еще не план работы, ибо нет последовательности в делах, согласования с дружинным планом работы, распределения ответственных за организацию и проведение, конкретных сроков).Можно подводить итог сбора.

5. Ребята утверждают свою программу действий.

После сбора необходимо оформить план работы, распределить дела, учитывая принципы планирования и некоторые традиционные мелочи:

  • после организационного периода наступает эмоциональный спад, и в это время желательно запланировать более сложные дела и мероприятия;
  • в «банный день» не следует намечать подвижные игры, соревнования;
  • в «родительский день» нельзя уводить детей за пределы лагеря (в поход, на экскурсию и т.д.);
  • в последние дни смены не планируйте День неожиданностей, День самоуправления;
  • дела и мероприятия должны быть разнообразными, лучший отдых — это смена деятельности;
  • дела должны быть комплексными и решать задачи воспитания всех направлений;
  • необходимо иметь в резерве мероприятия на случай плохой погоды.

Форма плана работы отряда может выглядеть следующим образом:

(особо отметить обязательные мероприятия, которые вожатый, должен учесть при планировании)

Примерный План работы отряда на месяц

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
1. Заезд детей 2.
3. 4. Сбор. Рождение отряда 5. 6. 7. 8. 9. Родительский день
10. 11. Банный день 12. 13. 14. 15. 16. Родительский день
17. 18. 19. 20. 21. Банный день 22. Отъезд

План работы необходимо красочно оформить (в каждой клеточек плана-сетки можно нарисовать или приклеить тематическую картину) и поместить в отрядном уголке.

Организационный период можно завершить сбором «Рождение отряда»

План работы отряда

(перечень дел на каждый день)

Дата_______20_________

Ключевое дело:___________________________________

День недели Время суток Погода Непогода
Утро
День
Вечер
Примечания

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ,

на которые следует обратить вожатому при составлении плана работы:

1) безопасность всех мероприятий;

2) учет возрастных особенностей детей;

3) учет географического положения и климатических условий (когда солнечная или дождливая);

4) достаточное количество оборудования в лагере;

5) распределение кульминационных моментов в течении смены и дня с учетом индивидуальных особенностей детей;

6) не более одного большого дела в день под ответственность отряда;

7) моделирование и создание ситуации успеха как личности, так и отряда, лагеря в целом;

8) возможность при необходимости выйти из дела без ущерба для остальных.

Вожатый — мастер на все руки,
Про сон забудет, про еду.
Придумает такие штуки,
Что у детей захватит дух.
И он простит им все на свете,
Организует сто затей…
Вожатые, они, как дети…
И любят они вас — детей.

Г.М. Анненкова

Тема следующего занятия: «Как организовать работу по подготовке отрядных дел» 

У вас есть вопросы? Предложения? Мы ждем ваши комментарии!

ПИШИТЕ НАМ! 


 

Один комментарий к “Школа вожатского мастерства “Капитаны счастливого детства”. Занятие 3”

  1. Кажется много знаю по данному вопросу , но это совсем не помешает . Очень поможет в проведении семинаров.Спасибо .Молодцы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *