Школа вожатского мастерства “Капитаны счастливого детства”. Занятие 2

Дорогие друзья!

Мы продолжаем занятия на дистанционном семинаре по подготовке к летней оздоровительной кампании. Предлагаем Вам, организаторам летнего отдыха детей, некоторые рекомендации, советы, конкретные формы работы с детьми.

Занятие № 2.

«Что такое смена»

Основой деятельности лагеря является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл жизнедеятельности лагеря.

Дети приезжают в лагерь на определенную смену. Детские впечатления от лагеря это впечатления от конкретной смены, в которой ребенок отдыхал. Нередки случаи, когда дети отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена — это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив.

Почему?

Потому что смена в лагере — это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя. Для большинства взрослых, смена — это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т.д.)

Таким образом, смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

Периоды смены.

В структуре смены можно выделить три периода: организационный, основной, заключительный.

Организационный период:

Это первые 3-4 дня смены — время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью.

Главная задача вожатого в организационный период помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества.

Что должно произойти в организационный период?

Как это сделать?

1. Знакомство ребят друг с другом,
с вожатым.
Для этого необходимо:
— включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;
— создать доброжелательную атмосферу;
— помочь заполнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;
— помочь проявиться в лучших качествах;
— рассказать о себе самом, показать себя в деле;
— проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.
Игры на знакомство, коллективные творческие игры,совместные дела на знакомство-творческие и музыкальные,конкурсные программы;
индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, вечер «огонек знакомства», знакомство с другими отрядами
2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем.
Для этого необходимо:
— познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком и т.д;
— познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать последнюю информацию (начальник, вожатый, психолог, библиотекарь, руководитель кружков и др.);
— познакомить с территорией лагеря;
— познакомить с окружающей природой, обозначить «опасные» места лагеря.
Экскурсии, игровые формы (разведка «интересных дел», составление карты смены лагеря из природных материалов), игры по ситуациям, встречи, вечер знакомства и пресс-конференции с администрацией, со службами лагеря, провести презентацию работы кружков, клубов по интересам.
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности.
— познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей;
— познакомить с режимом дня, санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течении дня, научить поддерживать уют;
— познакомить с правилами пользования, бытовыми помещениями, посещения столовой;
— познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере;
— договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, вырабатывать собственные нормы,которые будут приняты каждым.
Провести орг. сбор отряда, экскурсии, дела о законах и традициях, оформить информационный стенд. Вместе с ребятами выработать свои законы жизни отряда (о законе « ноль-ноль», законе «воды», законе «зелени», законе «поднятой руки» и др.
Итак, организационный период — это период предъявления частых требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересны

 Игры на знакомства

«Это я». С помощью бумаги, клея и ножниц сделайте автопортрет и представьте его всем.

«Снежный ком с действиями». Все становятся в круг, и ведущий предлагает назвать свое имя, дополнив его каким-либо движением,например хлопком в ладоши, наклоном или танцевальным движением. Например: «Привет, меня зовут Оля, я люблю делать вот так!» (демонстрирует свое движение+, следующий ребенок повторяет предыдущее имя и движения и называет свое, и так дальше по кругу.

«1, 2, вместо 3-имя». Все участники становятся в круг и начинают считать: один,два, Катя, четыре, пять, Петя… (Вместо цифры три или чисел, содержащих или делящихся на 3, называют свои имена). Тот,кто ошибся, выбывает из игры. Игра позволяет познакомиться и выявить самых внимательных.

«Знакомство-представление». Предложите для всех свою «визитную карточку» — это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе и т. д.

Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером.

Для появления общности в группе ребят,
для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно,
необходима деятельность — интересная, информационная, полная.
В первые дни смены дети чаще всего неспособны сами ее организовывать,
им необходима помощь.
Активные дети должны стать участниками дел и помощники.

Основной период — период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка — выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовывать личностный творческий потенциал.

На этом этапе идет включение ребенка и временного коллектива в разнообразную деятельность, создающую условия для самопознания и самоопределения ребенка в предлагаемых видах деятельности.

Поэтому ежедневное содержание деятельности может быть построено следующим образом:

  • умственная деятельность (проектировочная деятельность, интеллектуальные игры,ежедневная рефлексия);
  • практическая деятельность (спорт, туризм, кружки,секции,созидательная деятельность на пользу и радость окружающим людям);
  • досуговая деятельность (творческие, развлекательные игры, клубы общения, конкурсы).

Лето в лагере приравнивается иногда к году в жизни ребенка. 

Лето дети могут использовать для любимых игр, спорта, дела, отдыха 936 часов, а за весь учебный год 975. Если спросить у вожатых, чего ждут дети от вожатых на этом этапе, вы, конечно, скажете: общение, сопереживание,духовного контакта… И будете, безусловно, правы.
И все же, прежде всего они ждут реальной помощи в реализации своей личности, полезности,то есть в становлении самого себя в настоящем.

Заключительный период — время подведения итогов и самоанализа ребенка, результатов деятельности каждого ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей после лагерной жизни.

Если на базе отряда работал кружок, то организуется итоговое выступление или выставка-демонстрация результатов его работы. В один из последних вечеров организуется коллективный анализ, откровенный разговор по душам у костра о прожитой смене, друг о друге. Кроме того, проводятся специальные дела-прощания: прощание с лесом-последняя прогулка; прощание со спорт-площадкой-последний матч или « Веселые старты», прощание с друзьями-подарки,сюрпризы, пожелания;оформить в комнатах икебаны для следующей смены; провести операцию « Спасибо» к которой приготовить сувенир, песню, оду работникам лагеря.

Необычным должен получиться и прощальный огонек. Здесь важно, чтобы каждый услышал о себе хорошее,доброе.

Вожатый тоже может оставить ребятам память о себе, если:
— подарит «звезду» на счастье;
— вручит «ключ» от вожатского сердца;
— оставит автограф на фотографии;
— придумает стихотворные пожелания своим помощникам;
— учредит «медаль расставания» для тех, кто далеко;
— выдаст визитные карточки со своим адресом.

Вместе с этими приятными хлопотами важно не забыть и хозяйственные вопросы:
— сдать белье;
— навести порядок в корпусах и на территории;
— проверить все ли вещи уложили ребята.

И еще важный момент, на что необходимо обратить особое внимание: опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным.

Вожатый!
Текут в поднебесье звездные реки,
Очень красиво… Это да!
Однако холодно быть человеком,
Если ты сам среди звезд не звезда.

 Г.М. Анненкова

Тема следующего занятия: «Отряд — это люди и настоящее дело» 

У вас есть вопросы? Предложения? Мы ждем ваши комментарии!

ПИШИТЕ НАМ! 


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *