Семинар «Построение общения с детьми группы риска как условие создания реабилитационной среды»

С 19 по 22 декабря 2011 года на базе ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» проходил семинар «Построение общения с детьми группы риска как условие создания реабилитационной среды».

Е.В. Селенина

Учебу педагогов проводила Селенина Е.В. — старший научный сотрудник лаборатории социальных и психологических проблем профилактики сиротства и безнадзорности МГППУ, эксперт «Национального фонда защиты детей от жестокого обращения».

В работе семинара приняли участие 20 педагогов из 11 образовательных учреждений, реализующих услугу «Социальная гостиная».

В ходе занятий лектор умело совмещала теорию и практику, что  позволило сделать семинар профессионально-значимым, эмоционально-насыщенным.

Полученные знания позволят педагогам  использовать новые формы и методы общения с детьми группы риска,  детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию для создания реабилитационной среды в образовательных учреждениях.

Специалисты высоко оценили семинарские занятия.

 

 

 На занятиях

Программа семинара

19.12.2011

Регистрация участников.
Знакомство. (Игры на знакомство.  Презентация групп).
Постановка целей, задач семинара.
Определение профессиональных трудностей и   проблемных случаев. Актуализация темы семинара.
Кто они – дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации или в опасном социальном положении?  Групповая дискуссия. Мозговой штурм. Портрет ребенка ГР.  Игра: «Все равно ты хороший».
Позитивный потенциал ребенка Г.Р.

Трудная жизненная ситуация и отклоняющееся поведение подростков.
Потребности человека и их удовлетворение в семье. Ключевые параметры семейной структуры: сплоченность; иерархия; гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи.
Особенности детско-родительских отношений в благополучных и неблагополучных семьях.
Презентация в формате РР.
Характеристика семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Риски и ресурсы семейной ситуации развития ребенка. Виды неблагополучных семей. Причины их появления.
Семейное неблагополучие и психологическая депривация.  Основные виды депривации, нарушение привязанности, влияние депривации на развитие ребенка в неблагополучной семье.
Особенности психического развития детей, проживающих в  алкоголизированных семьях. Презентации в формате РР.

Семьи группы риска – многодетные семьи, неполные семьи, опекаемые и приемные семьи.
Нарушение семейной структуры, семейных ролей, семейных границ.  (Мозговой штурм, групповая дискуссия, работа в малых группах по нахождению рисков и реабилитационного потенциала семьи, расстановки). Интервизия работы участников  по   организации взаимодействия с семьями ЦГ.
Завершение первого дня семинара (Получение обратной связи по первому дню).

20.12.2011
Эмоциональная разминка (Фиксация вопросов и пожеланий участников. Игры «Поздороваемся по-разному», «Давайте говорить друг-другу комлементы»)
Обсуждение  предыдущего дня семинара. (Ответы на вопросы).
Общение как деятельность. Нарушения формирования общения. Факторы затрудняющие межличностное общение у  детей с депривационными нарушениями развития. Понятие «субъекта затрудненного общения».

«Неблагополучный родитель» как субъект затрудненного общения. Манипуляция:  виды, приемы, способы распознавания и противодействия.

Управление кризисной ситуацией. Стресс и стрессосовладающие механизмы.
Агрессия. Сексуализированное поведение. Побеги. Членовредительство.
Дети группы риска по суициду. Профилактика суицида. Презентации в формате РР.
Работа в малых группах: разбор случаев.

Индивидуальный план развития ребенка. Принципы, методы и приемы планирования.
Построение планов в малых группах.
Завершение второго дня семинара
(Получение обратной связи по дню. Фиксация доброжелательного отношения к детям группы риска и уверенности в собственной профессиональной компетенции «Я хочу и могу ему помочь» ).

21.12.2011
Обсуждение второго дня семинара. (Ответы на вопросы.  Психо гимнастика, игра «Семен говорит… »)
Работа с сопротивлением. Основные субъекты сопровождения и агенты взаимодействия.

Основополагающие принципы   психолого-педагогического сопровождения: активная позиция ребенка; «на стороне ребенка»;  автономность; непрерывность и преемственность; комплексность; превентивность.
Групповая дискуссия: Различия сопровождения и поддержки; Особенности сопровождения подростков Г.Р.

Построение общения с ребенком в социальном и образовательном пространстве как условие его социально-психологической реабилитации.
Реверсии в удовлетворении потребностей. Влияние насилия и жестокого обращения на особенности общения.
Условия построения отношений с детьми с депривационными нарушениями в развитии

Обеспечение сенсорно-богатой среды. Восполнение потребности в безопасности. Предоставление автономии. Соблюдение границ личностного пространства ребенка. Приоритет Игры.

Основные принципы построения отношений с детьми, с депривационными нарушениями развития.
Контакт глазами; Демонстрация уважения; Синхронизация действий; Постепенность (не завышать «планку»); Похвала; Держаться вместе; Вербализация чувств; Умение держать слово.
Разбор ситуаций.
Завершение  третьего дня семинара
(Получение обратной связи по  трем дням. Фиксация  ведущего значения общения в реабилитационной работе. Усиление  профессиональной компетенции «Я хочу и могу   помочь ребенку»).

22.12.2011
Обсуждение  предыдущего дня семинара. (Ответы на вопросы. Эмоциональная разминка: « Передай чувство…»)

Понятие «синдром профессионального выгорания»; Тестирование  на степень удовлетворенности жизнью.
1. Определение синдрома
2. Кто выгорает (личностные характеристики, профессиональные риски)
3. Почему выгорает (клиенты, условия организации работы)
4. Как выгорает (механизмы и стадии выгорания)

Работа в малых группах.

Три условия (фактора) профессионального выгорания.
Оценка условий, влияющих на выгорание;
Работа в малых группах.

Профилактика выгорания.
Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания
Саморегуляция определение. Способы Саморегуляции. Упражнения на самопомощь.
Приемы и методы самоподдержки и самопомощи.

Восстановление коммуникативной составляющей межличностных отношений,  как основа предупреждения профессионального выгорания.
Круглый стол: «Роль общения в реабилитационной работе с детьми/подростками  группы риска и их родителями, а также в поддержании здоровой атмосферы в профессиональной среде».
Завершение семинара
Заполнение анкет обратной связи

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *