Как общаться с подростком?

Подростковый период – это переходный этап развития,  который характеризуется как  «переломный», «трудный», «критический». Переход от детства к «взрослости» составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития подростка – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований: сознательной регуляции своих поступков, умения учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

В период взросления происходит бурное развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная неустойчивость, раздражительность, утомляемость, ослабление внимания, восприятия информации, повышенная агрессивность, противоречивость потребностей и желаний – все это психологические особенности подросткового поведения. Для детей среднего и старшего школьного  возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, перепады настроения (от безудержного веселья к унынию и обратно). Центральным образованием в сфере чувств, становится «чувство взрослости», которое приводит к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво проявляться потребность в признании и уважении его как личности.

Формируется система ценностей подростка, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее и профессию.

Способности ребенка далеко не всегда вызывают уважение и восхищение.  Одаренный ребенок может столкнуться с завистью, насмешками со стороны сверстников.  Учителя и родители часто не обращают внимания на проблемы  одаренных детей, в результате,  уже в школе, формируется так называемый «трудный» характер.

Родители должны быть в курсе всех событий, происходящих в жизни подростка, понимать его проблемы, сопереживать, помогать преодолевать трудности. Предлагаем вашему вниманию несколько книг, которые окажут родителям существенную помощь в воспитании детей подросткового возраста.

 

Юля Лемеш «Общаться с подростком. Как?»

Главная цель книги – заставить читателя, которому не все равно, что происходит в душе ребенка – подростка, посмотреть на проблему с иной, непривычной стороны. Как понять неформалов? Понять, а что происходит. И временами не самое лучшее происходит. Будет полезна учителям и родителям, которые хотят наладить отношения с подростками.

 

 

 

Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно»

Книга известного семейного психолога, лауреата премии Президента РФ «Что делать, если…» и «Что делать, если…2» адресована учителям и родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир.

 

 

Ди Снайдер «Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни»

Ди Снайдер – очень популярный американский рок-музыкант. Его книга – честная беседа на равных с подростками-старшеклассниками, которые на пороге самостоятельной жизни сталкиваются со множеством интимных и психологически сложных вопросов. После столь откровенного разговора по душам юные читатели сумеют по-новому взглянуть на свои проблемы и найдут им достойное решение.

 

 

Галина Момот «Любить нельзя воспитывать. Общаться с подростком. Как?»

Данная книга – бесценный помощник для родителей и учителей, источник реальных практических знаний по проблеме «как найти общий язык с подростком и сохранить с ним отношения». Она уникальна, потому что в ней даны четкие, простые абсолютно практические рекомендации: как научить ребенка быть успешным, чтобы вырасти в успешного взрослого, как сохранить с ним теплые, дружеские отношения, как помочь ему стать самостоятельным, научиться отвечать за свою жизнь и свои поступки, избежать дурной компании, а также многим другим жизненно важным вещам. В Приложении «Сам себе психолог» приведены четкие, «обкатанные» тесты, которые позволят родителям (опекунам, воспитателям) выявить скрытые проблемы и найти пути их решения, провести, так сказать, раннюю диагностику.

 

Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Эта книга – разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, как правильно общаться с детьми подросткового возраста. Никакой нудной теории! Только проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни! Авторы – всемирно известные специалисты в области отношений родителей с детьми – делятся с читателем как своим собственным опытом (у каждой – трое взрослых детей), так и опытом многочисленных родителей, посещавших их семинары. Книга будет интересна всем, кто хочет прийти к полному взаимопониманию с детьми и навсегда прекратить «конфликты поколений».