Выпуск 34. Январь

Как подготовить ребёнка к школе?

род-клуб-январь

Нужно ли готовиться к школе и как это делать? Этот вопрос неизбежно встаёт перед родителями. Так с чего же начать?

Оцените физиологическую готовность вашего ребёнка к школе:

  • Общее физическое развитие – его вес и рост в пределах возрастной нормы.
  • Может ли он, играя, бегая, совершать плавные, точные движения?
  • Легко ли собирает рассыпавшиеся мелкие предметы в коробку (пуговицы, бусинки…)?
  • Как он бросает и ловит мяч?
  • Умеет ли прыгать на двух и одной ноге?

Если у вас появляются сомнения в том, что ребёнок готов физиологически, посоветуйтесь с врачом-педиатром или специалистом. Почему физиологическая готовность к школе важна? Она определяет работоспособность ребёнка, ведь школьная жизнь требует большого напряжения. Нормальное физическое развитие позволяет избежать нарушений осанки во время долгого сидения за партой, например, искривления позвоночника, и развития других болезней. Развитие координации (то есть согласованных, соразмерных) движений формирует человеческий мозг, в том числе связь между его полушариями.

Проверьте навыки самообслуживания:

  • Умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться, делает ли это быстро?
  • Умеет ли завязывать шнурки, застегивать молнию самостоятельно?
  • Умеет ли аккуратно складывать и вешать свою одежду?
  • Запоминает ли, куда повесил свою куртку, убрал ботинки?

Почему это важно? В школе ребёнок будет раздеваться, одеваться, переодеваться на занятия физической культурой самостоятельно. Учитель не имеет возможности помочь каждому и торопить каждого. Ребёнок должен будет сам помнить о необходимости вымыть руки перед едой и после посещения туалета. В школе ребёнка не будут кормить с ложки и уговаривать съесть ещё кусочек, а энергии на учёбу нужно много, её надо своевременно восполнять. Если ребёнок пока чего-то не умеет или делает это очень медленно, не дожидайтесь наступления 1 сентября, а начните тренировки заблаговременно.

Проверьте социальную готовность:

  • Умеет ли ребёнок налаживать контакт с незнакомыми детьми, взрослыми?
  • Знает ли он, как вежливо обратиться к незнакомому взрослому, к другу семьи (не родственнику)?
  • Понимает ли смысл ваших действий в магазине, в транспорте…?

Здесь важно умение слушать и слышать другого, договориться о совместных делах, игре, умение культурно себя вести – ведь в школе, как и на работе, нужно будет уметь совместно и продуктивно взаимодействовать с разными людьми, не только с теми, кто тебе близок или приятен.

Если проверять психологическую готовность (развитие познавательной сферы), то ребёнок должен уметь называть:

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • самые распространенные растения, животные;
  • дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
  • цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • основные правила дорожного движения.

Ребёнок должен понимать разницу между:

  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными; буквами и звуками; гласными и согласными (глухими и звонкими).

Он должен уметь:

  • решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • управляться с ручкой и карандашом, проводить чёткие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

То есть на данном этапе у ребёнка уже должен быть определённый уровень мышления, памяти, внимания. Проверив всё это, вы уже, наверное, понимаете, что нужно делать, чтобы подготовить своего ребёнка в школе. Теперь несколько слов о том, как это делать.

В первую очередь, начиная заниматься с ребёнком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывали у него отторжения. Хорошо, если ребёнок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.

Что можно делать? Много общаться с ребёнком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать, превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д. Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребёнком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.

Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазлы, делать мозаику – всё это развивает мелкую моторику. Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок. Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице. Обязательно учтите следующее: не злитесь, если ребёнок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него. Развитие должно быть гармоничным.

Понятно, что если ребёнку чтение даётся легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придётся уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чём-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки. Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес.

Хорошо выработать определённый режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе. Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребёнка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Все эти занятия, а также посещение и обсуждение с ребёнком музеев, выставок, театров помогут ему подготовиться к школе и стать достойным учеником.

Однако, если вы заметите у ребёнка какие-то систематические трудности, например плохое запоминание букв (десять раз уже повторил ему, что это «В», а он говорит то «Т», то «Б»), очень неустойчивое внимание, нечёткое произнесение звуков – не поленитесь вовремя обратиться к специалистам, чтобы возможная помощь была оказана ребёнку своевременно.

 

 

 

 

Поделиться