Дистанционный психологический консультационный пункт

психолог онлайн

Дорогие ребята!
Уважаемые родители, педагоги!

Приглашаем Вас на консультации в Дистанционный психологический консультационный пункт.

Консультации проводятся анонимно. Задавайте вопросы, мы на них Вам ответим.

Вы можете получить консультацию по любым интересующим Вас вопросам, связанным с личностными проблемами, проблемами в общении, в учебе, в семье.

Пишите, мы рады Вам помочь! Свои вопросы Вы можете оставить ниже  на этой странице, или прислать по электронной почте (unikum-tmb@yandex.ru).  Если Вы не хотите открытой публикации ответа на вопрос, отметьте это, ответ будет прислан Вам по электронной почте.

 

АРХИВ. Ответы на интересные вопросы и консультации психологов

 

Оставить новую запись в гостевой книге

 
 
 
 
 
Поля, помеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.
Ваш адрес e-mail опубликован не будет.
По соображениям безопасности мы запишем IP-адрес 34.231.21.123.
Ваша запись в гостевой книге может быть показана не сразу, а только после предварительной проверки администрацией сайта.
Мы оставляем за собой право редактировать, удалять или не публиковать записи в гостевой книге.
8 записей.
Юлия Юлия написал(а) 11 ноября 2019:
У меня достаточно щекотливая ситуация. Мы с мужем разводимся. Подскажите, как лучше сказать сыну (ему 6 лет), что папа не будет жить с нами, но мы по прежнему любим его и будем также о нем заботиться.
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

Уважаемая Юлия! Развод – трагедия для любой семьи. Но больше всего страдает ребенок, привычный мир которого разрушается в одно мгновение от неожиданного для него решения. Для маленького человека, только начинающего жить, эти новые стремительно развивающиеся события становятся катастрофой и только от родителей зависит, какой след они наложат на неокрепшую детскую психику. Сказать ребенку о разводе будет непросто и, здесь важно следовать следующим правилам:

Объединитесь для разговора
Поговорить с ребенком важно вместе, чтобы заострить его внимание, что решение принято обоими родителями, а в сложившейся ситуации нет правых и виноватых. Объясните малышу, что не стоит обвинять в разводе ни маму, ни папу. При этом расскажите, что один из родителей переедет из квартиры, но все равно будет рядом, чтобы поддержать в трудную минуту.

Когда вы проводите разговор вместе, малыш чувствует себя комфортнее, потому что у него все еще сохраняется ощущение полной семьи. При этом важно, чтобы супруги уважительно общались не только с ребенком, но и друг с другом. Не забывайте, что этот разговор вы проводите в первую очередь для вашего сына. Выяснять отношения и сыпать взаимными упреками в такой непростой момент точно не стоит.

Выберите подходящее время для разговора
Психологи рекомендуют провести беседу за несколько недель до развода, когда вы уже уверены в принятом решении и точно его не измените, но еще продолжаете жить вместе. Так ребенку будет проще свыкнуться с мыслью, что мама и папа разъедутся.

Важно провести разговор не на бегу. День недели и время суток тоже значимы. Лучше всего поговорить днем в выходной, чтобы у родителей было достаточно времени для ответов на все возникшие вопросы. После разговора постарайтесь не оставлять малыша в одиночестве, переключите его мысли на какое-нибудь новое приятное событие.

Расскажите о процессе развода
Важно не только рассказать о самом факте развода, но и объяснить малышу, что это такое, какие изменения произойдут в вашей семье и как это отразится на его жизни.

Говорите просто и лаконично
Постарайтесь говорить проще, приводите понятные ребенку примеры. У него не должно оставаться ложных надежд и ощущения недосказанности. Поэтому никаких недомолвок.

Можно сказать, например, так: «Ты замечал, что мы с твоим папой часто ссорились. Мы приняли решение, что больше вместе жить не будем. Через несколько недель папа переедет от нас к бабушке. Ты всегда сможешь с ним видеться, когда захочешь, а каждую субботу вы будете проводить вдвоем. Мама и папа любят тебя одинаково сильно, оба всегда будут с тобой. Твоей вины в этом нет». Если ответить на каждый вопрос не получается, то постарайтесь объяснить, что все обязательно будет хорошо, а из каждой непростой ситуации можно найти выход вместе.

Малыши до семи лет не сразу могут понять, что произошло, сообщенная родителями новость просто ставит их в тупик. Нередко после пережитого стресса у дошколят возникают проблемы со сном – их мучает бессонница или ночные кошмары. Ребенок может продолжать фантазировать, что родители снова объединятся и будут жить вместе. Поэтому не перегружайте беседу подробностями, объясните все четко, коротко и просто.

Объясните ребенку, что он любим и это не его вина
Главное, что должен понять ваш ребенок, – вне зависимости от обстоятельств, оба родителя любят его также сильно, как и раньше, а его вины в произошедшем нет. Объясните, что родители перестанут быть мужем и женой, но несмотря ни на что останутся любящими родителями – на чувствах к нему развод никак не скажется, у малыша всегда будет два дома, где его в любой момент ждут.
Кристина Кристина написал(а) 18 октября 2019:
Моему сыну 6,5 лет. Я хочу, чтобы он занимался спортом и в то же время развивался интеллектуально и творчески. Подскажите пожалуйста, сколько кружков и секций он может посещать в этом возрасте?
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

Уважаемая Кристина! К сожалению, какой-то общей цифры нет: все сугубо индивидуально. Хотя, можно выделить базовую модель с двумя кружками, которую, как правило, могут осилить практически все дети:
1. Спортивная секция для поддержания ребенка в хорошей физической форме. Это могут быть индивидуальные и командные виды спорта, а также детский фитнес или аэробика.
2. Кружок, направленный на развитие каких-либо творческих или умственных способностей. Кому-то может быть интересно рисование, кому-то - игра на музыкальном инструменте, а кому-то гораздо приятнее углубленно изучать иностранные языки или, например, конструировать роботов.

Как уже было сказано, это своеобразная база, от которой Вы можете отталкиваться. Однако, некоторые дети могут с удовольствием и успехом посещать и три, четыре, возможно, даже пять кружков (хотя, это уже критическая цифра, превышать которую, в большинстве случаев, все же не стоит). А некоторым ребятам, напротив, тяжело «тянуть» даже два вида дополнительных занятий (в таком случае может иметь смысл остановиться всего на одном кружке). Для того, чтобы определить, что нужно именно Вашему ребенку, нужно прежде всего принять во внимание его темперамент и физические возможности. Ориентируйтесь на то, сколько кружков конкретно Ваш сын может посещать без переутомления.
Татьяна Татьяна написал(а) 20 сентября 2019:
Сыну 15 лет. Он серьезно влюбился в девочку с нашего двора. Девочка его ровесница, но мне она категорически не нравится. Слишком смелая, бойкая, и по внешности уступает сыну. Конечно, не хотелось бы вмешиваться в их отношения, но рядом с сыном я хотела бы видеть более достойную кандидатуру. Как лучше поступить?
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

Уважаемая Татьяна! Все мамы и папы хотят лучшего для своих детей. Любовь родителей несколько эгоистична и здесь важно понимать: просто ли избранница сына не нравится или она представляет реальную угрозу в силу своих черт характера. Если предмет влюбленности не представляет опасности своими вредными привычками и пороками для жизни и здоровья вашего ребенка, то стоит просто не поднимать панику и переждать. Отнеситесь с уважением к выбору своего ребенка и предоставьте ему самому во всем разобраться и сделать самостоятельный выбор. Дайте сыну возможность прожить свою жизнь самому, самому сделать и исправить ошибки. Обязательно познакомьтесь с избранницей своего сына. Не стоит делать поспешных выводов, не пообщавшись с ней, не узнав ее поближе. Возможно, не так уж она плоха или недостойна, как вам кажется. Не пытайтесь поссорить сына с его девушкой. Вы можете не одобрять выбор сына, но придется этот выбор уважать. И самое главное: если вы, родители, влезаете в отношения влюбленных, то наверняка окажетесь и останетесь в его представлении виновными во всех его неудачах, в том числе и совершенно не связанных с вашим вмешательством. Даже много лет спустя сын может припомнить вам, как вы вмешивались в его любовные отношения, как вы пытались разрушить их. Давайте советы сыну только если он попросит. Берегите ваши с ним отношения, чтобы он мог к вам обратиться, если ему нужна будет помощь.
Екатерина Екатерина написал(а) 14 августа 2019:
Моей дочери 13 лет. Остается практически один месяц до школы. Но она даже не хочет о ней слышать. Что мне делать?
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

Уважаемая Екатерина! Не паникуйте раньше времени. Вы сами пишете, что остался еще месяц до школы. Почему нам, взрослым, после окончания отпуска не хочется идти на работу? Ответ простой: потому что отдыхать приятней, чем работать. Вот и детям тоже больше нравится отдыхать, чем работать. Ведь учеба – это та же работа. Летом у подростков часто формируется своя жизнь, отдельная от родителей: появляется больше свободы, новые увлечения и друзья.

Но как же все-таки «собрать» ребенка после лета? Как настроить на учебу?

Первое – это наладить график. Еще за 2 недели до начала учебы возьмите на контроль график ребенка: ранний подъем и никаких телевизоров и компьютеров до полуночи. Затем проверьте готовность к школе: куплены ли необходимые учебники, школьная форма и канцелярия.

И только потом можно подходить к вопросу с психологической точки зрения. Девочка сейчас переживает сложный подростковый возраст. Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. Гормональный фон у подростка скачет, а родители и нужны, чтобы помочь совладать с самим собой. Но родителям важно выполнять роль не авторитарных надзирателей, а «контролирующих друзей». Попробуйте откровенно поговорить с дочерью. В диалоге нужно использовать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, продуктивно у тебя лето прошло?», «Что тебе запомнилось больше всего?» Можно задавать открытые вопросы: «Какие у тебя цели на этот учебный год?», «Какие результаты или достижения тебе хотелось бы достичь?» У ребенка запускается процесс мышления: «Лето я провел хорошо, сейчас мне нужно хорошо поучиться». Тут включаются элементы саморефлексии. Открытые вопросы помогут подготовиться к учебному процессу морально, а проговаривание итогов лета и планов на будущий год сформирует готовность к своим обязанностям учиться.

Важно заложить правильную мотивацию в самом начале, чтобы начать учебный год продуктивно, сразу включиться в процесс, а не раскачиваться два месяца и не исправлять оценки в ноябре. Даже если ребенок провел лето непродуктивно, не нужно акцентировать на этом внимание и сравнивать с другими детьми. Важно ориентироваться и настраиваться на хороший результат в будущем. Помните: вера в ребенка дает ему повод оправдывать эту веру.

Поэтому верьте в своего ребенка, общаясь с ним и в ненавязчивой форме выясняя, что ему хочется, направляя его энергию в нужное русло и поясняя, зачем ему нужно хорошо учиться. Рассказывайте истории успеха других людей, приводите конкретные примеры из своей или его будущей жизни. Ребенок сам расскажет, что его беспокоит, важно просто начать говорить с ним.

С подростком можно и нужно разговаривать. Это позволит ему увидеть себя со стороны и вселит уверенность в себе, что крайне важно перед началом нового учебного года.
Юлия Юлия написал(а) 23 июля 2019:
Сыну 5 лет. Казалось бы, сейчас самое время заниматься развитием ребенка, но усадить его заниматься чем-либо творческим (чтением, рисованием, лепкой, раскрашиванием, конструированием) практически невозможно? Только гулять, бегать и прыгать. Что мне делать?
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

Уважаемая Юлия! Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. Как же развить усидчивость ребенка и привить интерес к творческим занятиям?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени. Так, дошкольник 5 лет может проводить около 25 минут, занимаясь конструированием, декорированием, аппликацией и т.д.

Что нужно для того, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Личный пример. Привлекайте ребенка к занятиям личным примером. Попробуйте проводить занятия всей семьей. Пусть малыш видит, что и папе и маме интересно заниматься тем-же, чем и он сам.

2. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность.

3. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями - это то, что организует внимание ребенка.

4. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

5. Поощрения (радость родителей, выраженная, например, в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия - это все, что поддерживает мотивацию.

6. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия - самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «ты - молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок - самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.
Елена Елена написал(а) 14 мая 2019:
Сыну 10 лет. Он хорошо учится в школе, занимается спортом. Тем не менее, частенько бывают случаи, когда он отказывается идти в школу, придумывая себе всяческие болезни и отговорки. Что можно предпринять в данной ситуации?
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

Уважаемая Елена! Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребенка обстоятельств. Это могут быть:
- конфликты с одноклассниками;
- отсутствие интереса к самому процессу обучения (отставание от школьной программы или наоборот программа не успевает за школьником);
- проблемы с учителем (властная, энергичная и крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе ребенка или слишком спокойный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна) и т.д.

Как выйти из этой ситуации?

1. Поговорите с ребенком. Лучше делать это в непринужденной атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении ребенка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чем боятся сказать родителям. Если Вы получили информацию, постарайтесь подать ее сыну так, чтобы он не понял, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.

2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от ее престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы ребенку нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадет.

3. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребенок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идет об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.

4. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребенком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда все начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одаренных ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложненной программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учебе.

5. Отнеситесь серьезно к проблемам ребенка. Объясните, что в жизни все меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Лучшее, что Вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребенок будет понимать, что он находится под контролем, а Вы будете в курсе всех школьных дел
Ольга Ольга написал(а) 18 апреля 2019:
Сыну 13 лет. Меня очень тревожит, что он часто зависает в соцсетях, сводя к минимуму общение с нами – членами семьи. Все его друзья виртуальные, ему там интереснее, чем в реальной жизни. Подскажите, как можно помочь в данной ситуации.
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

Уважаемая Ольга! Интернет и компьютерные игры позволяют отвлечься от реального мира, забыть об обязанностях и проблемах, уйти от скуки и рутины в придуманную яркую вселенную. В социальной сети ребенок может придумать себе псевдоним, представиться кем угодно, показать себя более успешным и талантливым.
«Зависающий» в соцсетях ребенок нередко берет пример со своих родителей. Многие взрослые предпочитают проводить время за ноутбуком или планшетом, постоянно пролистывая новостную ленту в «Фейсбуке» и «ВКонтакте», сидя на тематических форумах, играя в онлайн-игры. Неудивительно, что ребенок тоже проводит в интернете слишком много времени.
Нельзя ругать и осуждать ребенка, нельзя запрещать ему сидеть в определенных группах или играть во что-то, даже если взрослому кажется, что это может нанести ему вред. Любой запрет вызовет обратный эффект – ребенок «закроется» и будет сильнее сопротивляться. Лучше конструктивно обсуждать все его интересы, объяснять и подавать хороший пример. Необходимо, чтобы ребенок рассказывал о своих проблемах и переживаниях родителям, а не незнакомым людям в интернете.
Для начала можно вместе посидеть за компьютером – пусть ребенок покажет, чем его так привлекает интернет, в каких сообществах он сидит, во что играет. Пусть он почувствует, что его интересы ценят, а к его мнению прислушиваются. Интернет – это не только «стрелялки», пустые разговоры в соцсетях и «группы смерти», но и безграничный ресурс для получения новых знаний. Современные технологии позволяют очень многое – благодаря интернету можно виртуально побывать в любом уголке Земли и «слетать» в космос.
Ребенка нужно научить правильно пользоваться интернетом. Например, можно вместе с ним «подтянуть» английский язык. Также сейчас очень популярны группы в социальных сетях с лайфхаками – можно найти интересные советы и проверить, работают ли они в реальности.
Если ребенок увлекается просмотром роликов популярных видеоблогеров на Youtube, можно предложить ему самому попробовать стать блогером. Для этого нужно научить его прорабатывать темы, продумывать выпуски и писать сценарии к роликам. Умение снимать, монтировать и озвучивать видео может пригодится для школьных проектов.
Наконец, если ребенок так интересуется компьютерами, его можно записать в кружок программирования, где под руководством опытных преподавателей он сможет развить свой талант. Даже если он не станет успешным программистом или разработчиком игр, эти знания пригодятся ему в будущем.
И конечно же, необходимо как можно больше времени проводить с ребенком. Полезно вводить приятные домашние традиции – например, устраивать ежедневные чаепития, чтобы семья собиралась за столом и общалась. А перед этим, можно найти на тематическом сайте интересный рецепт или видеоинструкцию и сообща приготовить какое-либо блюдо. Во время выходных и каникул стоит всем вместе ходить на прогулки, в парки, в кино, в музеи, выезжать на природу. Ребенку можно предложить делиться фотографиями досуга в соцсетях, чтобы он понял, как правильно совмещать жизнь реальную и виртуальную.
Для того чтобы у ребенка было больше возможностей для общения со сверстниками его можно записать в спортивную секцию или творческий кружок. Главное, не заставлять сына или дочь идти туда, куда хотят родители, а предоставить им право выбора.
Если родители понимают, что зависимость ребенка от гаджетов и социальных сетей прогрессирует, если он становится замкнутым и агрессивным, не хочет идти на контакт с родителями и учителями, то нужно обратиться к специалисту. Профессиональный психолог найдет общий язык с ребенком и поможет ему победить интернет-зависимость.
Мария Мария написал(а) 1 октября 2018:
Моему ребенку 4,5 года. Стоит ли сейчас отдавать его заниматься чем-то развивающим (танцами, рисованием, пением, спортом)? И как правильно выбрать направление, т.к. пока он не проявляет никаких способностей.
Ответ от администратора: doto
Ответ психолога:

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет.

Танцы, несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом. Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.