Историческая справка о ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

.

По постановлению президиума Губернского бюро юных пионеров от 8 октября 1924 года пионерский клуб города Тамбова был реорганизован в Центральный Дом пионеров с присвоением ему имени РЛКСМ (Российский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи).

29 октября 1924 года Центральный Дом юных пионеров разместился на втором этаже здания бывшей Некрасовской школы 2-ой ступени, находившейся на углу улиц Интернациональной и К. Маркса (здание не сохранилось).

 

Первое здание Дома пионеров

 

Весной 1925 года Центральный Дом юных пионеров был переведен в другое более удобное и просторное здание, которое находилось в парке бывшего Александринского института благородных девиц (здание не сохранилось, в настоящее время на этом месте находится Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №43 «Яблонька»). Основная работа с детьми проводилась в библиотеке, близлежащем парке и расположенной на территории парка беседке.

В 1937 году решением Президиума Тамбовского городского совета за №19/77 при Доме юных пионеров был организован детский парк. В эти годы воспитанники занимались в швейной, печатной, переплетной мастерских. По заказам библиотек дети переплетали книги, подшивки журналов, печатали агитационную продукцию: листовки и брошюры.

Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 гг., Тамбовский городской Дом пионеров и школьников временно прекратил свое существование, так как его помещения были нужны для размещения военного госпиталя.

В 1944 году у Тамбовского городского Дома пионеров и школьников появилось помещение, состоявшее из шести комнат, две из которых были заняты детско-юношеской библиотекой (здание Тамбовской таможни центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы по адресу ул. Сергея Рахманинова, 3 А). В этот период в здании работало шесть кружков (изобразительное искусство, струнный, драматический, балетный, кружок кройки и шитья, фотокружок).

Кружковая работа охватывала 125 человек. После освобождения бывших помещений Дома пионеров от госпиталя отдельные кружки переехали обратно. В первые послевоенные годы Тамбовский городской Дом пионеров и школьников размещался в двух зданиях, которые имели десять учебных и четыре вспомогательных комнаты (на данный момент здание не сохранились).

 

В начале 1950-х годов на базе Тамбовского городского Дома пионеров и школьников продолжили работу ранее организованные кружки, сотрудники проводили культурно-массовые мероприятия, организовывали здоровый и культурный отдых детей во время каникул, проводили политико-воспитательную, экскурсионно-туристическую работу и т.д.

 

Третьяков Александр Иванович

Коренский Валерий Семенович

 

С середины 1950-х годов в практику работы Дома пионеров вошли первые фестивальные встречи, тогда Дом пионеров стал проводить на своих площадках областные и городские жанровые фестивали, фестивали с элементами спортивных соревнований, именные фестивали И.В. Мичурина.

 

 

К концу 1950-х годов помещение оказалось тесным и малопригодным для работы с детьми. В 1958 году на берегу реки Цны на свободной территории было начато строительство нового здания. Несмотря на то, что первоначально намеченные капиталовложения были значительно сокращены, построенное по типовому проекту, не имеющее архитектурных особенностей четырехэтажное здание оказалось одним из самых внушительных по своим размерам в городе.

Здание Дома пионеров, построено в 1961 году

 

В 1961 году состоялось торжественное открытие нового здания, в которое переехали городской Дом пионеров и школьников и неполная средняя школа № 27. Со временем все здание перешло Дому пионеров и школьников.

В 1966 году Городской Дом пионеров и школьников реорганизован в городской Дворец пионеров и школьников. В этот период общего подъема науки, побед в освоении космического пространства, оттепели в общественной жизни, Дом пионеров стал организатором массовых пионерских акций, фестивалей искусств и спорта, методическим центром региона.

Духовской Валентин Михайлович

 

Высокий уровень деятельности был отмечен в 1977 году Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзов (II место по итогам Всероссийского смотра работы внешкольных учреждений) и серебряной медалью ВДНХ СССР за опыт работы по проблемам формирования гражданской, общественной активности школьников.

 

На основании представления исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов приказом Министерства просвещения РСФСР № 278 от 9 сентября 1983 года Тамбовский городской Дворец пионеров и школьников реорганизован в областной Дворец пионеров.

 

Авиамоделизм

 

В 1988 году он становится площадкой для проведения Всесоюзного семинара директоров Домов и Дворцов пионеров и школьников, за высокий уровень организации масштабного мероприятия учреждение удостаивается благодарности ЦК ВЛКСМ.

В 1992 году Тамбовский областной Дворец пионеров переименован в Тамбовский областной Дворец творчества детей и юношества.

В 1994 году при Дворце творчества детей и юношества была создана творческая группа по разработке концепции по реорганизации учреждения в Академию детства. Однако статус и новое название «Академия» просуществовали недолго. Согласно письму Минобразования России от 17 ноября 1997 года №150/14-12 «О наименовании государственных муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствии с утвержденным Министерством образования перечнем, где отсутствует наименование «Академия детства», управление образования Администрации Тамбовской области приказом №363 от 10 сентября 1997 года вновь переименовало областную Академию детства. Таким образом, с 1 ноября 1997 года учреждение именовалось областной Дворец творчества детей и юношества.

В 2000-е годы организация переименовывалась пять раз (2001, 2005, 2009, 2011 и 2014 гг.). Этот процесс был связан с тем, что в учреждение вливались новые структуры и площадки, одновременно происходила оптимизация всех функций. Одно из последних переименований было в октябре 2014 года, с этого момента учреждение имеет название – Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» (далее – Центр).

После выхода Концепции развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2010-2014 годы (утв. распоряжением администрации Тамбовской области от 09.06.2010 №174-р)  и Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010-2014 годы (утв. распоряжением администрации Тамбовской области от 09.06.2010 №173-р), где Центр назван системообразующим, координирующим деятельность муниципальных организаций дополнительного образования, коллектив Центра простроил линию развития ресурсообеспеченности региональной системы дополнительного образования, целенаправленно запланировав это в Программе развития организации на 2010-2014 годы.

Реализация Программы развития позволила подготовить необходимую методическую базу для того, чтобы в декабре 2013 года организации был присвоен статус Регионального ресурсного центра дополнительного образования детей. В государственное задание Центра, помимо образовательной деятельности, были включены организация и проведение научно-методической и опытно-экспериментальной работы, а также организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и мероприятий с работниками образовательных организаций.

рмцЭффективное выполнение ряда задач, определенных в программе развития учреждения на 2015-2020 гг., послужило основой для получения учреждением в 2018 году статуса Регионального модельного центра дополнительного образования детей. Поэтому реализация инновационных процессов в сфере дополнительного образования с ориентацией на прогнозирование будущего и проектирование его развития стало одним из стратегических направлений деятельности Центра.

Сохранив образовательную функцию, Центр выстроил свою организационную структуру таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивать высокое качество предоставления образовательных услуг детям, а с другой стороны – выполнять функцию центрального звена системы дополнительного образования Тамбовской области, быть основой сети региональных ресурсных центров, пилотных площадок и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей.

 

В настоящее время Центр является многопрофильным учреждением дополнительного образования, в котором ежегодно обучаются около 1000 учащихся в возрасте от 5 до 18 лет более чем по 40 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам технической, социально-педагогической, художественной и физкультурно-спортивной направленностей.

Обучение учащихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных творческих объединениях по интересам. Образовательные услуги предоставляются как на бюджетной (в соответствии с государственным заданием), так и на платной основе. Актуальность реализуемых в Центре дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ определяется социальным заказом детей и их родителей. Для повышения доступности и качества дополнительного образования сделан акцент на разработку и реализацию дополнительных программ нового качества: разноуровневых, сетевых, дистанционных, модульных.

Достаточно востребованы у учащихся, реализуемые сотрудниками Центра в рамках регионального проекта «Профессии в деталях» программы профессиональных проб: «Ландшафтный дизайн» и «Артист театра кукол». По ним ежегодно обучаются более 200 учащихся 9-х классов города Тамбова и Тамбовской области. Занятия по программам профессиональных проб позволяют школьникам определиться с профилирующим направлением будущего обучения и сферой последующей профессиональной деятельности.

В Центре осуществляется индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В целях чего, в реализуемые дополнительные общеобразовательные программы включен реабилитационный компонент. При работе с данной категорией учащихся используются такие формы, как реабилитационная гостиная, тренинги, дискуссионные клубы и т.д.

 

Одним из структурных подразделений Центра является Центр творчества и оздоровления «Космос», в котором ежегодно в летний период проводятся 4 областные профильные смены. В общей сложности за три последних года педагогические работники Центра разработали 22 программы летних профильных смен, которыми было охвачено около 3000 детей и подростков области.

Кроме того, в летний период на базе ЦТО «Космос» с целью создания благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, вовлечения в творческую, интеллектуальную, социально-педагогическую деятельность, формирования активной жизненной позиции проводятся областные фестивали детского творчества, а также региональный конкурс профессионального мастерства «Вожатый лета». Во время зимних школьных каникул в ЦТО «Космос» проводится Областная зимняя творческая Школа для одарённых детей в системе дополнительного образования «Звёздные каникулы». Зимняя школа является образовательной площадкой для развития и реализации способностей одарённых школьников, вовлечения их в разнообразную творческую и интеллектуальную коллективную деятельность. Данной формой работы за три последних года охвачено более 300 человек.

 

Сохранность контингента обучающихся в Центре составляет 98,9%, что указывает на эффективность используемых педагогами форм и методов работы с детьми и родителями. Качество обучения по реализуемым в Центре дополнительным общеобразовательным программам на протяжении многих лет не опускается ниже 99%.

 

Два творческих коллектива Центра имеют звание образцовых (фольклорный коллектив «Красная горка» под руководством Е.Н. Никитиной, коллектив песни и пляски «Тамбовчата» под руководством И.Л. Казанковой). Учащиеся Центра достойно представляют образовательную организацию и регион на конкурсах всероссийского и международного уровней.

 

 

Коллектив Центра включает в себя более 130 сотрудников, в том числе 16 руководящих и 79 педагогических работников, каждый шестой из которых является начинающим педагогом.

Удельный вес высококвалифицированных педагогов (имеющих высшую и первую квалификационную категорию) составляет 31%. Именно они осуществляют наставническую деятельность, обеспечивая передачу накопленного профессионального опыта своим молодым коллегам.

Высокие трудовые достижения 36 руководящих и педагогических работников Центра (38% от общего количества) отмечены государственными и ведомственными наградами (звание «Почетный  работник образования», звание «Отличник народного просвещения», нагрудный знак «За трудовые достижения», орден «Знак почета», Почетные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрудный знак администрации области «За развитие сферы образования Тамбовской области», Почетные грамоты и Благодарственные письма администрации Тамбовской области, Тамбовской областной Думы, премия Тамбовской области имени М.Н. Мордасовой, И.И. Дубасова и др.).

Показателем профессионализма педагогов Центра также являются их публикации в печатных и электронных изданиях (более 40 за 2018 год), выступления с докладами на конференциях, семинарах, форумах различного уровня (более 60), а также участие в творческих и профессиональных конкурсах (в 2018 году 26 сотрудников Центра приняли участие в 19 конкурсах различного уровня, из них 20 человек стали победителями, призерами, дипломантами).

9 сотрудников включены в преподавательский состав ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» и регулярно привлекаются в качестве лекторов на курсы повышения квалификации.

 

Задача, поставленная перед организацией в статусе Регионального модельного центра, потребовала качественных изменений в работе методической службы. Акцент сделан на методическом сопровождении развития региональной системы дополнительного образования.

На базе Центра открыты 11 региональных ресурсных центров по различным направлениям деятельности, которые координируют данную деятельность в муниципальных образованиях:

Региональный ресурсный центр дополнительного образования детей;

Региональный ресурсный центр по работе с детьми группы социального риска;

Региональный ресурсный центр выявления и поддержки одаренных детей;

Региональный ресурсный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

Региональный центр развития сети школьных служб примирения (медиации);

Региональное отделение общероссийской детской организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего»;

Региональный клуб интеллектуальных игр среди школьных команд области «Тамбовские знатоки»;

Региональный штаб волонтерских отрядов в системе образования;

Региональное отделение общероссийского детского экологического движения «Зеленая планета»;

Региональный ресурсный центр патриотического воспитания;

Региональный ресурсный центр поддержки и развития российского движения школьников.

 

Наиболее эффективными формами работы специалистов Центра с педагогическими кадрами региона являются:

педагогические десанты (служба мобильной методической помощи, охватившая более 3000 педагогов);

виртуальный методический кабинет на сайте Центра, включающий информационно-методические секторы по всем направленностям дополнительного образования (размещено более 140 методических материалов, видеоматериалов методического характера и др.);

виртуальный методический консультационный пункт, в рамках которого оказываются консалтинговые услуги по вопросам методического обеспечения процесса развития системы дополнительного образования (ежегодно оказывается более 3000 консультаций);

действующая медиатека, обеспечивающая педагогам области широкий доступ к звукозаписям, методическим пособиям, видеофильмам, компьютерным презентациям, а также материалам мероприятий, разработанным специалистами Центра (общий фонд составляет 13400 экземпляров);

обеспечение функционирования информационных порталов: «Дополнительное образование детей Тамбовской области», «Подросток и общество», «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+».

Кроме того, хорошо зарекомендовали себя такие мероприятия методического характера, как педагогические чтения, межведомственные форумы работников системы дополнительного образования, единые областные методические дни, мастер-классы, семинары-практикумы, стажировки и супервизии (ежегодно организуются и проводятся свыше 150 мероприятий).

 

Главным инструментом продвижения модернизационных процессов в дополнительном образовании стало проектное управление, которое применяется в Центре уже более 10 лет.

Сотрудники Центра вошли в состав рабочих групп по разработке более 30 региональных межведомственных проектов и инициатив в сфере дополнительного образования детей, осуществляя в настоящее время организационно-методическое сопровождение их реализации.

Участие разработанных проектов в грантовых конкурсах позволило привлечь в региональную систему дополнительного образования детей более 27 миллионов рублей. В числе таких проектов: региональный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области» (15,9 млн. руб.); пилотный региональный проект «Музей живой истории» (800 тыс. руб.); комплекс мер по организации продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Тамбовской области на 2018-2019 годы (8,8 млн. руб.); программа по организации центров по профилактике детско-дорожно-транспортного травматизма, в том числе с использованием детских стационарных или мобильных автоплощадок (автогородков) на базе образовательных организаций Тамбовской области (2325,6 тыс. руб.).

 

За долгие годы существования образовательная организация имеет множество наград.

В 1972 году в связи с 50-летием Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина учреждение награждено Почетной грамотой Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина,

в 1974 году в связи с 50-летием Дворца – Почетной грамотой Тамбовского обкома ВЛКСМ,

в 1977 году за победу во Всероссийском смотре работы внешкольных учреждений – Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР,

в 1982 году за большую работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения – Почетной грамотой Центрального Комитета ВЛКСМ;

в 1984 году за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию пионеров и школьников – Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, также имеются иные награды.

В более поздние годы среди значимых поощрений коллектива можно выделить:

Благодарность Президента Российской Федерации за большой вклад в воспитание и дополнительное образование подрастающего поколения (2004);

Почетную грамоту Тамбовской области (2014);

Приветственный адрес администрации Тамбовской области за вклад в развитие региональной системы дополнительного образования и в связи со 100-летием государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России (2018);

Благодарственное письмо администрации Тамбовской области за плодотворную деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения и многолетний добросовестный труд (2019).

 

Центр является не только активным участником, но и неоднократным победителем и призером региональных и всероссийских конкурсов среди образовательных организаций:

всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования детей – диплом I степени Министерства образования РФ за победу в региональном этапе (центральный федеральный округ) (2002);

II Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений – диплом II степени Министерства образования РФ (2004);

VII Всероссийская детская акция «С любовью к России мы делами добрыми едины», приуроченная 20-летию празднования Дня Независимости России (диплом лауреата,2011 год);

всероссийский конкурс «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования» – диплом лауреата и медаль (2013, 2018);

всероссийский конкурс «Лучшее учреждение дополнительного образования детей — 2014» – диплом лауреата (2014);

всероссийская выставка образовательных учреждений – диплом лауреата-победителя (2016);

региональный конкурс web-сайтов образовательных учреждений в номинации «Лучший сайт организации дополнительного образования детей» – победитель (2012, 2014);

региональный конкурс «Методическая служба: новый формат» – диплом II степени (2016, 2017);

региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной активности» (номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы», «За развитие социального партнерства в организациях непроизводственной сферы») – дипломы I степени (2017);

всероссийский конкурс программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур» — 2 место (2018);

всероссийский конкурс библиотекарей «Время Гайдара» — 2 место (2017), 3 место (2018);

всероссийский конкурс интернет-проектов образовательного пространства «Педагогика 21 века» — победитель в номинации топ-100 лучших сайтов (портал «Подросток и общество») (2018);

всероссийский конкурс сайтов образовательных организаций — 3 место в номинации «Организации дополнительного образования» (2018),

всероссийский конкурс «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров – 2018» – диплом лауреата (2018);

областной конкурс среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по здоровьесбережению учащихся – диплом 1 степени (2018).

 

Кроме наград учреждение гордится своими выпускниками: докторами и кандидатами наук (А.А. Артемов, И.Р. Блохина, А.Г. Гриднев, О.А. Дорожкина, О.А. Дронова, М.С. Кузнецов, В.Ф. Пеньков, Ю.П. Прокудин, П.Н. Савилов, П.Н. Сысоев, М.Н. Юрина), профессором международного уровня, членом-корреспондентом Российской академии наук (А.А. Арзамасцев), почетными работниками общего образования РФ (Т.В. Бугакова, Л.В. Буркина, Л.С. Копылова), заслуженными работниками культуры РФ (Т.А. Васильева, О.Л. Городенская), заслуженными учителями России (Г.М. Анненкова, В.С. Козодаев, И.Я. Попугаева), заслуженными мастерами спорта (В.С. Коренский, И.Н. Урюпин), депутатом (М.И. Краснослободцева), заслуженными артистами и художниками (Н.Д. Карпецкий, В.С. Попова, Г.Л. Петрова).

   

Материалы подготовили: М.Ю. Лимонова, В.А. Сысоев

 

 

.

 

Поделиться